Печать на одежде: от трафарета до DTF — обзор методов с плюсами и минусами от практика

Я владею небольшим производством по нанесению принтов на одежду и хочу поделиться своим опытом, чтобы ответить на ключевые вопросы:

  • Как на практике применяется печать на текстиле?

  • Как определить, каким способом нанесён рисунок на вещь в магазине?

  • Насколько долговечен каждый из методов?

До того как начать работать, я думал, что существуют принтеры, которые сразу печатают на готовых изделиях стойкими чернилами. Спойлер: такие принтеры (DTG) есть, но о долговечности изображения говорить не приходится. Ниже — подробный разбор популярных методов с примерами.

Трафаретная печать (шелкография)

Краска наносится на ткань через специальный трафарет (сетку в раме). Сетку покрывают светочувствительной эмульсией, затем экспонируют через плёнку с изображением. В результате получается трафарет, через который краска продавливается на закреплённое изделие. Для многоцветных изображений требуется отдельный трафарет на каждый цвет.

На фото — роторная машина (карусель) для ускорения процесса. Видны трафареты для разных цветов.

Метод отлично подходит для чётких векторных изображений, но плохо передаёт градиенты. Им можно печатать на разных материалах: металле, картоне, коже, большинстве тканей. Есть краски, создающие эффекты (резина, вытравка). Однако у метода есть серьёзные недостатки:

  • Сложно добиться идеальной цветопередачи, так как краски наносятся поочерёдно и почти не смешиваются.

  • Экономически выгоден только для больших тиражей, так как изготовление трафаретов дорогое.

  • Процесс трудоёмкий: долгая подготовка трафаретов и сушка отпечатков.

  • Сильно зависит от навыков печатника, много ручной работы.

  • После 40-50 стирок изображение заметно тускнеет, хотя ткань ещё в хорошем состоянии.

Прямая печать (DTG)

Футболка, закреплённая в раме, выходит из принтера как лист бумаги.

Принцип кажется простым: поместил изделие в принтер — и готово. Но есть нюансы. Стандартные изображения рассчитаны на печать по белому, поэтому на тёмных тканях для сохранения цветности сначала наносится белая подложка. Кроме того, для лучшего сцепления с натуральными волокнами часто используется грунтовка. Главные проблемы метода:

  • Очень дорогие чернила.

  • Грунтовка со временем (особенно на солнце) трескается, увлекая за собой и сам рисунок.

  • Оборудование крайне капризное: чернила засыхают в головках, требуют постоянного контроля влажности и регулярного обслуживания. Принтер ведёт себя как живое существо со своим характером.

Личный опыт показал недолговечность таких отпечатков.

Одна из моих любимых футболок, напечатанная DTG. Через полгода активной носки принт пошёл трещинами.

Термотрансфер (аппликация)

Аппликация помещается под термопресс.

Старый и относительно простой метод. Используются специальные плёнки (светоотражающие, с блестками, фактурные и т.д.).

Пример светоотражающей плёнки.

Изображение вырезается на плоттере, а затем начинается самый трудоёмкий этап — пробоподготовка (выборка): удаление лишних элементов плёнки с подложки.

Крупные фрагменты удалить легко.

А мелкие детали приходится выбирать пинцетом и палочками — процесс, способный довести до нервного тика при больших тиражах.

Плёнка приклеивается к ткани, а не проникает в волокна. При правильном нанесении и бережном уходе (стирка при низких температурах, глажка с изнанки) держится долго. Но если край начал отклеиваться, со временем оторвётся весь рисунок. Ещё один минус — плёнка может быть жёсткой и некомфортной на большой площади.

Сублимационная печать

Готовое изделие вынимают из термопресса. Обратите внимание на отличную цветопередачу даже на недорогой ткани.

Обратите внимание: Какой бизнес самый прибыльный для каждого знака Зодиака.

Это мой любимый метод. Он прост, дёшев в производстве, даёт яркие, сочные цвета и очень долговечен. Принцип: специальные полимерные чернила печатаются на бумагу, затем под воздействием высокой температуры в термопрессе чернила сублимируются (переходят из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкое) и впитываются в волокна ткани.

  1. Переделанный струйный принтер печатает изображение на специальной бумаге.

  2. Бумагу накладывают на изделие и «запекают» в термопрессе.

  3. Принт готов — он становится частью ткани.

Изображение получается стойким, не ощущается как наклейка и переживёт саму футболку.

Пример нашей футболки после 100 стирок в машинке. Принт как новый.

Но есть два критических ограничения:

  • Печать возможна только на светлых тканях.

  • Ткань должна содержать синтетические волокна (полиэстер), которые выдерживают высокую температуру и удерживают краситель. На чистый хлопок без грунтовки перенести сложно, а с грунтовкой мы получаем все проблемы DTG-печати.

Мы используем компромиссную ткань: внутренний слой — 100% хлопок для комфорта, внешний — полиэстеровая микросетка для яркой и долговечной печати. Такая ткань не желтеет, хорошо отстирывается и приятна к телу.

DTF-печать (Direct to Film)

Отпечатки, отличающиеся яркостью и чёткостью.

Самый современный метод. Изображение печатается на специальную ПЭТ-плёнку, затем покрывается полимерным клеем и в два этапа переносится на изделие: сначала клей затвердевает в печи, затем вплавляется в ткань под термопрессом.

На ощупь принт слегка «прорезиненный», но это не термотрансфер. Здесь окрашен сам клей, который глубоко проникает в волокна. Соскоблить такой принт крайне сложно — он очень прочный и яркий.

Печатать можно практически на любых материалах: ткани, коже, металле, дереве, картоне. Чернила менее капризны, чем в DTG, но процесс требует высокого мастерства: важно равномерно нанести клей и точно соблюдать температурные режимы на двух этапах запекания.

Пример нашей футболки с DTF-принтом. Прорезиненное ощущение не мешает на плотной качественной ткани.

Лайфхак: DTF-принт хорошо чувствует себя только на плотной ткани (от 180 г/м²). Мы шьём чёрные футболки именно из такого материала.

Бизнес-модель и итоги

Моя модель строится на оперативности: мы храним только заготовки (футболки) и цифровые макеты. Получая заказ, наносим принт и на следующий день отдаём на доставку. Это позволяет иметь виртуальный ассортимент в десятки тысяч дизайнов без гигантских складских запасов.

Каждый метод печати имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор зависит от задачи: тиража, типа ткани, дизайна и требуемой долговечности. Надеюсь, этот обзор был полезен.

Если вы хотите поддержать российского производителя, ссылки на мои магазины найдёте в профиле.

Если пост будет интересен, расскажу больше о подводных камнях полиграфического бизнеса.

[мин]Печать на футболкахDTFСублимацияПечатьБизнесМалый бизнесПечатьНеобычная одеждаМаркетплейсОпытДлинная публикация 10 эмоций

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Печать на одежде. Как это сделано? Тот самый авторский контент.