«Я находился в темном, теплом месте и чувствовал себя в полной безопасности. Затем я услышал устойчивый ритмичный звук (сердцебиение матери), который меня успокоил. Внезапно случилось что-то ужасное, и это испугало меня (это были крики моей матери). Затем устойчивый звук вернулся, и я подумал, что все снова в порядке. И вот снова происходит что-то ужасное, снова, снова и снова... Меня кто-то тащит... И вот все изменилось. Я обращаюсь к врачу, он говорит мне что-то ободряющее. У него черные усы, он невысокий и немного толстый».
Это описание, данное женщиной по имени Руфь, — яркий пример заявлений многих людей, которые уверены, что помнят момент своего рождения и даже детали из самого раннего детства, например, как выглядела их первая кроватка или комната.
Обратите внимание: 13 вeщей, о которых важно помнить, когда жизнь бьет вас по голове?.
Научный взгляд: возможно ли это на самом деле?
Наука дает однозначный ответ: нет. Многочисленные исследования в области нейробиологии и психологии подтверждают, что взрослые люди физически не способны хранить автобиографические воспоминания о младенчестве и раннем детстве. Мозг ребенка в этот период еще просто не обладает необходимой структурной зрелостью, чтобы формировать и надежно сохранять долговременные воспоминания в том виде, в каком их помнят взрослые. Этот феномен получил название «детская амнезия».
Откуда же берутся «воспоминания»?
Если мозг не записывал эти события, то что же тогда вспоминают люди? Чаще всего это результат работы двух психологических механизмов: конфабуляции и предвзятости подтверждения.
Мы можем узнать о событиях нашего детства из внешних источников: семейных рассказов, фотографий, видео. Наш мозг, стремясь к целостности картины, автоматически достраивает эти сведения, добавляя вымышленные детали и эмоциональный фон, создавая правдоподобную, но ложную память. Как отмечают исследователи, например, Луи Наум из Женевского университета, конфабуляция — это производство воспоминаний о событиях, которых на самом деле не было, или их искаженное воспроизведение.
Классический эксперимент: история с пролитым пуншем
Одно из самых известных доказательств формирования ложных воспоминаний было получено в 1995 году в эксперименте Айры Хаймана и Джоэла Пентланда. Ученые опросили родителей 65 взрослых участников, чтобы узнать реальные истории из их детства, а затем добавили к ним вымышленную — о том, как в пятилетнем возрасте участник на свадьбе опрокинул чашу с пуншем.
Участникам предложили вспомнить все эти события, включая выдуманное. После нескольких интервью 25% испытуемых были абсолютно уверены, что помнят инцидент с пуншем, а еще 12.5% вспомнили некоторые детали «того дня». Этот опыт наглядно показал, как легко можно имплантировать в память человека событие, которого никогда не было.
Что такое детская амнезия и почему она возникает?
Ученые сходятся во мнении, что устойчивые автобиографические воспоминания, которые мы можем пронести через всю жизнь, начинают формироваться лишь в возрасте около 3.5 лет.
Причин этому несколько. Во-первых, мозг младенца и маленького ребенка, особенно область гиппокампа, критически важная для консолидации памяти, еще не полностью развита. Во-вторых, маленькие дети не владеют языком в достаточной мере, чтобы «закодировать» воспоминания. В-третьих, у них отсутствует развитое чувство «я», необходимое для построения личной истории.
Способности к запоминанию, конечно, развиваются постепенно. Новорожденный может удерживать простой образ менее суток, двухлетний ребенок способен помнить отдельные события до года. Но кардинальный перелом, позволяющий сохранять воспоминания на десятилетия, происходит именно в дошкольном возрасте.
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Исследования давно установили, что, будучи взрослыми, мы не можем помнить годы своего младенчества и раннего детства.