В статье рассматриваются ключевые изменения в правилах предоставления ежемесячного пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые вступают в силу с 1 января 2021 года. Эти корректировки направлены на более точное определение нуждаемости семей и увеличение поддержки для наиболее уязвимых категорий.
Текущие условия выплаты пособия
Напомним базовые параметры действующей системы поддержки. Право на получение пособия имеют семьи, чей средний доход на одного человека не превышает регионального прожиточного минимума. Важно отметить, что для расчета используется величина минимума, установленная за второй квартал предыдущего года. На данный момент размер выплаты составляет 50% от детского прожиточного минимума в регионе, что в среднем по стране равняется примерно 5,5 тысячам рублей. Выплата была введена с марта 2020 года с правом получения за период с января, а первые реальные платежи начались в июне.
Планируемые изменения с 2021 года
Основные нововведения будут закреплены новым Указом Президента, проект которого уже размещен для общественного обсуждения на федеральном портале нормативных правовых актов.
1. Новый подход к размеру выплаты
С 1 января 2021 года базовый размер ежемесячной выплаты будет установлен в размере 100% регионального прожиточного минимума для детей. Принципиально меняется и период, за который берется эта величина: теперь это будет прожиточный минимум, действующий в год обращения за пособием, а не устаревшие данные за второй квартал прошлого года.
Однако повышенную выплату (в полном размере ПМ) получат не все семьи. Критерии для ее назначения стали строже. Те, кто не будет соответствовать новым условиям, продолжат получать 50% от детского ПМ, но рассчитанного уже по новым правилам — на год обращения.
Кроме того, вводится важная норма об индексации: назначенная выплата будет ежегодно пересчитываться с 1 января следующего года в соответствии с изменением величины детского прожиточного минимума в регионе.
2. Изменение критериев нуждаемости
Критерий нуждаемости (сравнение среднедушевого дохода с прожиточным минимумом) также будет рассчитываться исходя из актуального на год обращения ПМ, а не прошлогоднего.
Главное новшество для получения повышенного пособия (100% ПМ) заключается в следующем: при проверке доходов семьи будет учитываться не сам факт получения повышенной выплаты, а сумма пособия в старом, половинном размере (50% ПМ). Повышенная выплата будет назначена только в том случае, если даже с учетом этих дополнительных 50% ПМ среднедушевой доход семьи все равно не дотягивает до прожиточного минимума. Иными словами, государство удваивает помощь тем семьям, которые остаются за чертой бедности даже после получения стандартной поддержки.
Если же получение пособия в размере 50% ПМ выводит семью из категории малоимущих (ее доход с учетом этой выплаты превышает ПМ), то право на увеличенную выплату у нее не возникает. Логика здесь проста: цель выплаты — вывести семью из бедности. Если эта цель достигнута меньшей суммой, оснований для увеличения помощи нет.
3. Практические примеры расчета
Для наглядности рассмотрим два типичных случая. Предположим, в регионе прожиточный минимум на душу населения составляет 11 000 рублей, а для детей — 11 200 рублей.
Пример № 1: Семья Ивановых (3 человека)
Общий доход семьи — 28 000 рублей. Это меньше порога в 33 000 рублей (11 000 * 3), поэтому право на пособие есть. Проверяем право на повышенную выплату: прибавляем к доходу пособие в 50% от ПМ (5 600 рублей). Итого: 28 000 + 5 600 = 33 600 рублей. Эта сумма превышает порог в 33 000 рублей. Вывод: семья Ивановых будет получать пособие в стандартном размере 5 600 рублей. Их итоговый месячный доход составит 33 600 рублей.
Пример № 2: Семья Петровых (3 человека)
Общий доход семьи — 26 000 рублей, что также ниже порога. Проводим аналогичный расчет: 26 000 + 5 600 = 31 600 рублей. Эта сумма меньше порога в 33 000 рублей. Вывод: семья Петровых имеет право на повышенное пособие в размере 100% ПМ, то есть 11 200 рублей. Их итоговый месячный доход составит 37 200 рублей (26 000 + 11 200).
4. Изменения в процедуре подачи заявления
Для определенных категорий работников процесс подтверждения дохода усложнится. В заявлении на пособие появится новое поле для указания ИНН работодателя. Это требование в первую очередь коснется случаев, когда работодателем выступают силовые структуры: ФСБ, ФСИН, Минобороны, Росгвардия и другие.
Причина в том, что у Федеральной налоговой службы (ФНС) в настоящее время нет доступа к данным о денежном довольствии военнослужащих и сотрудников таких ведомств. Для решения этой проблемы предлагается наделить ФНС правом запрашивать эти сведения напрямую у соответствующих органов. Пока же эта система не налажена, сотрудникам силовых структур, возможно, придется лично подтверждать свой доход в органах соцзащиты, предоставляя справки с места службы.
5. Корректировка учета доходов
Министерство труда начало работу над изменением перечня доходов, которые учитываются при оценке нуждаемости семьи. Планируется исключить из расчета некоторые социальные выплаты, связанные с уходом. Это:
- Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).
- Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за нетрудоспособными гражданами.
- Выплаты нетрудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом с детства I группы.
Исключение этих выплат из расчета общего дохода семьи может расширить круг получателей пособия для детей от 3 до 7 лет, так как формальный доход семьи будет считаться меньшим.
Подводя итог, реформа выплат на детей от 3 до 7 лет направлена на более адресную и эффективную поддержку. Основной акцент сделан на помощи тем семьям, которые находятся в наиболее сложном финансовом положении, даже с учетом существующих мер господдержки.
Если информация была полезной — ставьте лайк и оставляйте комментарии :)
