

Хотя классические стресс-интервью, о которых часто пишут или показывают в кино, сегодня проводятся нечасто, столкнуться с напряженной или нестандартной ситуацией на встрече с работодателем может каждый. Современный бизнес в целом стремится к этичности, и открытое давление на кандидатов противоречит корпоративной культуре большинства компаний. Существует множество других методик оценки. Однако если вы оказались в эпицентре непростого собеседования, важно знать, как правильно действовать, чтобы не потерять самообладание и шансы на позицию.
Эксперт по деловым коммуникациям Дарья Воронова по просьбе Marie Claire делится практическими советами, как достойно выйти из самых разных щекотливых ситуаций.
HR-менеджер опаздывает на встречу
Задержки могут происходить по независящим от рекрутера причинам, но ваша реакция должна оставаться спокойной и профессиональной. Считается, что опоздание до 15 минут еще укладывается в рамки приличия. Если же ожидание затянулось на полчаса и более, вы имеете полное право вежливо удалиться, ведь ваше время тоже ценно.
Через 15 минут ожидания можно ненавязчиво напомнить о себе, например, через секретаря на ресепшене.
В течение всего времени ожидания сохраняйте достоинство: не стоит нервно ходить по коридорам или демонстрировать раздражение. Помните, что за вами могут наблюдать, даже если вы этого не видите. Используйте эти минуты с пользой — успокойтесь, соберитесь с мыслями и настройтесь на предстоящий разговор.


Сосредоточьтесь на своих целях и подготовке — это поможет превратить вынужденную паузу в преимущество.
Собеседник отвлекается на телефонный разговор
Если интервьюер надолго ушел в телефонный разговор, главное — не демонстрировать агрессию или обиду. Перенаправьте внимание на себя: следите за дыханием, сохраняйте легкую, уверенную улыбку. Ни в коем случае не стоит в ответ доставать свой телефон или показывать, что вы выпали из процесса. Проявите терпение и такт.
Нарушение личных границ: переход на «ты» или тактильный контакт
Такие ситуации могут быть как элементом проверки на стрессоустойчивость, так и частью корпоративной культуры компании, особенно в творческих или неформальных сферах.
Если подобный стиль общения вас не смущает, проблем нет. Но если вы чувствуете дискомфорт от фамильярного «ты» или похлопывания по плечу, важно мягко, но четко обозначить свои границы. Можно сказать: «Извините, мне комфортнее общаться на «вы»». Помните, что если вы получите эту работу, вам придется ежедневно существовать в рамках принятого здесь культурного кода, поэтому стоит оценить, насколько он вам подходит.
Условия, вызывающие физический дискомфорт


Классический пример стресс-фактора — некомфортные условия в помещении: духота, холод, плохое освещение.
Для начала подумайте, не связана ли проблема с объективными особенностями здания (например, со старой системой вентиляции). Если дискомфорт значительный, можно вежливо поинтересоваться у собеседника, комфортно ли ему, и деликатно отметить свои ощущения: «Если вас не затруднит, здесь довольно жарко». Делайте это спокойно, без претензий и агрессии.
Обратите внимание: 13 вeщей, о которых важно помнить, когда жизнь бьет вас по голове?.



Сумка для ноутбука и документов Keddo
ПокупкаПанельное интервью (с несколькими кандидатами)
Это формат, когда на встречу приглашается сразу несколько соискателей на одну позицию.
Ключевое правило — не концентрироваться на конкурентах. Ваша цель — произвести впечатление на интервьюера, а не «победить» других кандидатов в прямом противостоянии (если только такая задача не поставлена явно). Ведите себя естественно, фокусируйтесь на своем рассказе и диалоге с тем, кто задает вопросы.
Групповое собеседование (с несколькими интервьюерами)
Противоположный формат, когда с одним кандидатом беседует целая группа представителей компании. Сегодня это не всегда стресс-тест; часто так знакомят будущего коллегу с ключевыми членами команды.
Интервью-«карусель»
Один из самых сложных форматов, характерный для стресс-собеседований: кандидата поочередно беседуют с несколькими специалистами, и каждый раз разговор начинается практически с нуля.


Во-первых, постарайтесь сразу понять, кто является ключевым лицом, принимающим решение.
Во-вторых, отнеситесь к этому как к возможности отточить навык самопрезентации. Рассказывайте о своих достижениях каждому новому собеседнику с таким же энтузиазмом, как и первому. Это отличный тренинг! Чтобы избежать ощущения повтора, можно использовать связующие фразы: «Как я уже отмечал(а) в беседе с коллегой, я горжусь тем, что...».
Хамство и обесценивание вашего опыта
Интервьюер может провокационно спрашивать: «И вы этим действительно гордитесь?» или «Разве этот результат так важен?». Лучшая тактика — сохранять уверенность и спокойствие. Можно ответить: «Я понимаю, что у вас может быть иное мнение, но для меня этот опыт был крайне ценен, потому что...». После этого продолжайте диалог ровным, доброжелательным тоном.
Главный совет, который стоит вынести из любой стрессовой ситуации на собеседовании: задумайтесь, хотите ли вы работать в компании, где подобные методы являются нормой. Ваше благополучие и комфорт не менее важны, чем получение должности.
Удачных вам собеседований!
Фото: Шаттерсток
Больше интересных статей здесь: Успех.
