Как правильно критиковать: энергетический и информационный типы личности

Реакция на критику может быть диаметрально противоположной. Представьте Петю: любое замечание, будь то о неидеальном проекте или о носках, не подходящих к костюму, вызывает у него бурю эмоций — он либо взрывается, либо обижается и зарекается что-либо делать. Совершенно иначе ведет себя Аня. Для нее критика — это топливо. Стоит ей сказать, что торт не пропекся или задача слишком сложна, как она с удвоенной энергией берется за дело, стремясь доказать обратное и достичь совершенства.

Ценность и опасность критики

В целом, критика — мощный двигатель прогресса. Она помогает совершать открытия, стимулирует конкуренцию и развитие. Однако ее сила раскрывается полностью только при двух условиях: когда она конструктивна и не переходит в личные оскорбления. В межличностных отношениях действует простое, но важное правило: если вашего мнения не спрашивали, лучше его придержать.

Почему мы реагируем по-разному? Ключ — в типах личности

Согласно ритмологии, разница в восприятии замечаний объясняется фундаментальными типами людей: «энергетическим» и «информационным».

Энергетический тип: хрупкий мир, требующий поддержки

Человек, чья жизнь строится вокруг энергии (ощущений, материальных благ, эмоций), живет по принципу взаимного обмена: «ты мне — я тебе». На критику, даже самую мягкую, он отвечает агрессией или уходом в себя. Похвала же вызывает желание отплатить добром. Такой человек, как Петя из нашего примера, очень уязвим для негативных оценок.

Обратите внимание: Про мужиков и успех. Как узнать успешный перед вами мужчина или нет?.

Критиковать его в лоб — контрпродуктивно. Эффективная стратегия — начинать с сильных сторон («Ты молодец, что взялся за ремонт сам!»), а затем очень мягко и аккуратно добавлять предложения по улучшению («Посмотри, как аккуратно смотрятся обои, если их клеить встык»). Таким людям важно «наращивать психологическую кожу» и фокусироваться на своих успехах, чтобы неудачи не выбивали их из колеи.

Информационный тип: критика как вызов

Для людей, ориентированных на информацию (слова, идеи, данные), чужие суждения — это прежде всего пища для размышлений. Они спокойно воспринимают критику и часто сами склонны давать оценки другим. Аня — яркий представитель этого типа. Замечания для нее — это вызов, который мобилизует и заставляет доказывать свою состоятельность. Такие люди часто берут на себя роль «наставников», стремясь «усовершенствовать» окружающих, указывая на их слабости.

Но здесь есть важная обратная сторона: с похвалой для информационного типа нужно быть осторожным. Избыток одобрения может привести к самоуспокоению, остановке в развитии и даже к безделью. Для них здоровая доля сомнений и сложных задач — лучший стимул.

Применяем знания на практике

Наблюдение за собой и близкими с точки зрения этой типологии — ключ к гармонии. Понимая, к какому типу относится человек, вы сможете выстраивать общение так, чтобы избегать ненужных обид и конфликтов, поддерживая друг друга наиболее эффективным способом.

А к какому лагерю относитесь вы: чаще оказываетесь в роли того, кого критикуют, или того, кто критикует?

#критическое мышление #критика #поддержка #развитие личности #успех в жизни #психология жизни #психология общения #добиться успеха

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Легкий способ узнать, кого надо критиковать, а кого категорически нельзя.