От репутации до руин: что делать если против вас работает черный PR

С черным пиаром может столкнуться каждый. Яркий пример — история Павла Дурова и Ирины Болгар. Трудно судить, кто прав, а кто нет, но имидж и репутация основателя Telegram пострадали. Количество комментариев в поддержку девушки растет.

Кадры из фильма «Игра в имитацию

Это Антон Утехин, резидент Club.org, путешественник, руководитель PR-агентства Modifiers и автор блога Work & Travel.

В этой статье мы рассмотрим, что следует делать, чтобы минимизировать потери после атаки черного пиара. Самое главное — не наносите дополнительный ущерб, когда все глаза обращены на вас.

Что такое черный пиар

Черный пиар — это преднамеренный акт нанесения ущерба чьему-либо имиджу и репутации. Действия могут быть направлены на конкретных людей, всю компанию или конкретные продукты. Намеренно распространять негативную информацию с целью создания негативного имиджа и ухудшения общественного мнения.

Обычно для реализации стратегии черного пиара необходимо нанять отдельного специалиста — он отвечает за сбор и распространение порочащей информации. Или кто-то очень расстроенный может распространять слухи и негатив. Черный пиар часто используется на политической арене, но этот прием не редкость и в деловом мире. Мы рассмотрим черный пиар с точки зрения его влияния на бизнес-бренды.

Кто может заказать черный PR

Черный пиар используется для создания негативного имиджа компании в определенной области с целью привлечения клиентов и, таким образом, устранения бренда с рынка. Причин такого поведения может быть много:

  1. Заговор конкурентов с целью вернуть себе долю рынка. Кто-то просто пытается увести ваших клиентов — это классический сценарий, когда вы можете стать жертвой черного пиара;

  2. Постарайтесь снизить цену, прежде чем заключать сделку о продаже доли бизнеса. Распространенный прием, позволяющий покупателю сказать «это событие значительно ослабило ваши позиции» и заключить сделку на более выгодных для себя условиях;

  3. Желание отомстить — кто-то из ваших партнеров, друзей или ревнивцев оскорблен и хочет причинить вам боль. В деловом мире прямая агрессия не приветствуется — можно только догадываться, кто направляет черный пиар против вас;

  4. Внутренний конфликт между деловыми партнерами — более распространенная ситуация, чем вы думаете. Реальный пример из юридической практики: два партнера совместно управляют торговой компанией, пока один из них не решает забрать все себе. Он намеренно дал второму партнеру на подпись поддельные документы и был брошен в тюрьму. Все это было сделано для того, чтобы выкупить его акции за очень небольшие деньги;

  5. Политические интересы – Один из политиков, лоббирующий интересы вашего оппонента на рынке. В результате вы оказываетесь в центре распространения информации, и ваш бизнес уже выглядит подозрительно;

  6. Недовольные сотрудники. Кто-то в команде может быть недоволен условиями труда, что может стать причиной прибегнуть к подлым методам. Например, последний разговор о повышении по службе прошел не очень удачно, или кто-то получил выговор, который не задел его самооценку;

  7. Месть бывшего мужа/жены или бывшего любовника — распространенная история, которую предприниматели недооценивают. Прямым доказательством является история Павла Дурова, о которой мы говорили выше.

Мы не можем предсказать, кто и когда отдаст приказ о черном пиаре, но если быстро отреагировать и принять правильные меры, то можно пережить информационную атаку с минимальными потерями.

Какие есть методы черного пиара

Средства черного пиара ограничены только фантазией клиентов и подрядчиков. Однако существуют некоторые общеизвестные приемы, которые часто используются для дискредитации бизнеса.

Опровергающие доказательства. Фотографии, видео или документы, которые представляют компанию не в лучшем свете. Они получают материал по ошибке сотрудников или незаконным путем — в этом случае источник будет анонимным.

Отрицательные комментарии. Большое количество персонализированных отзывов распространяет негативные настроения от имени потребителей. Включите обзоры, в которых основное внимание уделяется недостаткам и недостаткам продукта.

трогать. Блогеры и инфлюенсеры будут критиковать ваш продукт или снимать видеоролики, разоблачающие его — такие видео могут набрать сотни тысяч просмотров. Влиятельные отзывы могут оказать существенное влияние на восприятие вашего бренда общественностью.

провокационный. Конкуренты намеренно создают ситуацию, в которой сотрудники вашего бренда ведут себя ненадлежащим образом, например, они посылают в магазин грубияна, выдавая себя за недобросовестного покупателя.

преувеличивают. Они найдут слабое место в вашем продукте и попытаются его раскрутить — например, заявят, что ваш шоколад содержит пальмовое масло и, следовательно, вызывает рак. К сожалению, мало кто понимает, что при правильном приготовлении это безопасно. В данном случае главная задача — напугать потребителя.

смеяться. Распространение негативных шуток и мемов о вашем продукте или аудитории, которая его использует. Большинство потребителей неохотно покупают вещи, которые ассоциируют их с группой, подвергающейся насмешкам.

Обратная похвала. Попытка превратить сильные стороны продукта в слабые. Например, низкие цены — это не преимущество, а признак низкого качества. Яркие, резкие вкусы указывают на наличие вредных добавок. Врачи в батутных центрах не являются резервом или гарантией безопасности клиентов, но они необходимы из-за большого количества травм.

Общественное возмущение. Поднимите вопрос о том, нарушает ли ваш бренд права определенных социальных групп напрямую или косвенно или причиняет вред. Например, использование неэкологичных технологий там, где имеются альтернативы. Общественность не одобряет, и теперь клиент расторг с вами контракт.

Ненадежная аудитория. Попытка выставить всех, кто пользуется определенным продуктом, нечестными или невежественными. Например, распространите сообщение о том, что «любящая мать никогда не купит подгузники вашей марки.

Информационные атаки часто происходят неожиданно. В это время важно не поддаваться эмоциям и мыслить ясно. Лучше всего заранее обсудить план действий в кризисной ситуации с вашей PR-командой. Однако зачастую это не так, и решения необходимо принимать немедленно.

Как вести себя в случае разных PR-атак

Мы обнаружили, что существуют различные методы черного пиара. Каждый случай требует особого подхода. Чтобы защитить репутацию своего бренда и ограничить потери, нужно действовать разумно. Давайте рассмотрим, как противостоять наиболее популярным методам информационных атак.

Вашу компанию порочат в анонимном канале Telegram. Действуйте быстро, но спокойно. Самое главное в этой ситуации — не поддаваться эмоциям:

  1. Посмотрите, какие СМИ ретвитнули эти посты. Напишите личное письмо редактору с просьбой исправить информацию. Если новость содержит клеветническую информацию, то соответствующие СМИ удалят такой материал без ненужного расследования.

  2. Опубликуйте несколько статей и интервью в высокоцитируемых СМИ, изложив свою позицию по спорным вопросам. Главное: никаких оправданий, никаких споров, никаких угроз. Просто расскажите нам о своем бизнесе и ненавязчиво подчеркните позицию вашего бренда по спорным вопросам.

    Обратите внимание: Полезная информация для тех, кто работает.

    Если противник намеренно пытается спровоцировать вас на прямой ответ, то сдержитесь. Ни при каких обстоятельствах не угрожайте им исками и требованиями о защите чести и достоинства. Вы можете отреагировать косвенно через публикации в СМИ, интервью, социальные сети и другие каналы коммуникации. Самое главное — использовать косвенный подход.

  3. Если волна нападок продолжится, а сообщения окажутся правдой, вам необходимо каждый раз быстро и публично разъяснять свою позицию. Как только происходит информационная атака, время уже не на вашей стороне. Длительное молчание пойдет на пользу конкурентам и даст ненавистникам возможность сеять негатив. Однако необдуманные замечания, сделанные в пылу момента, могут причинить гораздо больший вред. Занимайте четкую позицию по спорным вопросам и делайте публичные заявления. Постарайтесь излагать свои мысли рационально и спокойно. Чаще всего анонимные каналы Telegram публикуют ложь, перемешанную с фактами. В этом случае нет смысла отвечать на каждую публикацию. Ваша задача — регулярно находиться в информационном пространстве и рассказывать о своем бизнесе. Публикуйте нейтральные, позитивные материалы в социальных сетях, СМИ и других общественных платформах. Рано или поздно атаки прекратятся. Конкуренты просто не могут продолжать платить за вредоносное рекламное пространство в Telegram — цена слишком высока.

  4. Провести аудит. Важно быть честным с самим собой и различать, что в разоблачительной статье правда, а что ложь. Иногда конкуренты распространяют гнусную ложь, а иногда находят реальную слабость и используют ее в своих интересах. В этом случае вам необходимо работать над решением проблем внутри вашего бизнеса. После устранения основной угрозы попытайтесь определить ее источник. Если важные документы или фотографии с закрытого производственного объекта стали достоянием общественности, необходимо выяснить, каким образом они стали достоянием общественности. Это нелегко сделать, но если вам это удастся, вы сможете защитить себя от будущих утечек.

Средства массовой информации сообщают разрушительную информацию о вашем бизнесе. В этом случае время снова становится нашим лучшим другом. Не забудьте обратиться за помощью к команде:

  1. Привлеките к этому делу юриста. Они дадут рекомендации относительно дальнейших действий. При использовании официальных публикаций закон на вашей стороне — Уголовный кодекс Российской Федерации запрещает распространение заведомо ложных сведений. Однако в 95% случаев вам не нужно сразу обращаться в суд — это лишь усложнит взаимодействие с конкретными СМИ и потенциально спровоцирует поток дополнительных публикаций, которые вас разозлят. Первое, что нужно сделать после публикации, — как можно скорее связаться с редактором. Если статья содержит ложную информацию, редактор, скорее всего, быстро ее удалит.

  2. Обратитесь за помощью в отдел по связям с общественностью. Компетентные специалисты проведут анализ информационного поля, разработают антикризисные папки и продумают поведенческие стратегии. Было бы неплохо, если бы антикризисная папка была подготовлена ​​заранее, но чаще всего этого не происходит, поэтому информационная атака на некоторое время замедляет работу компании. Эти решения во многом зависят от того, является ли правдой то, что написал информатор. Хорошие пиарщики всегда работают в тандеме с юристами. Репутационный риск и правовой риск часто взаимосвязаны, и правовой риск необходимо учитывать при антикризисных мероприятиях.

  3. Если у вас есть преданная группа журналистов, это здорово. Затем, в случае подготовки к публикации негативных новостей, существует возможность повлиять на эту информацию. Чтобы его создать, необходимо активно заниматься связями с общественностью, регулярно взаимодействовать со СМИ. Пишите статьи, публикуйте комментарии и заводите знакомства с профессиональными журналистами. В некоторых случаях вы даже можете заблокировать публикацию. Иногда специалисты по черному пиару нагло лгут, чтобы получить разгромные статьи в СМИ. Узнав правду, журналисты, скорее всего, откажутся писать подобные материалы.

  4. Если вы не можете предотвратить публикацию или содержание статьи соответствует действительности, пожалуйста, немедленно свяжитесь с редактором и оставьте свои комментарии. В идеале это следует сделать до публикации статьи, воспользовавшись связями с лояльными журналистами, но если вы не можете отреагировать заранее, вы можете сделать это постфактум. Скорость в этом вопросе имеет решающее значение — другие СМИ могут начать перепечатывать информацию. В этом случае вам придется связаться со многими различными СМИ и попросить их исправить ошибку или добавить комментарий.

  5. Последний шаг — публикация собственного пресс-релиза или новости о мероприятии. В нем мы либо опровергаем информацию, либо пытаемся прояснить свою позицию.

Ваша задача — появиться во всех источниках, которые могут использовать оригинальную клеветническую новость.

Против вас возбуждено уголовное дело или на вас подала жалобу правоохранительная инстанция. Мы были вовлечены на всех уровнях: с юристами, сотрудниками и средствами массовой информации:

  1. Первый и самый важный шаг — обратиться к адвокату. Ваши дальнейшие действия во многом будут зависеть от их рекомендаций.

  2. Разработать новую информационную политику. Когда речь идет о юридических вопросах, действует принцип «не навреди». В большинстве случаев компании вводят для своих сотрудников политику полного молчания — запрет на любые высказывания в социальных сетях и запрет на общение с блогерами и журналистами без прохождения пресс-служб. Это необходимо для того, чтобы избежать формирования неоднозначного мнения о компании в обществе, что может еще больше навредить бренду.

  3. В этом случае актуальность информации важнее самой информации. Зачастую заявления компании о том, что она сотрудничает со следствием, достаточно, чтобы вызвать широкое освещение в СМИ. В такие моменты спрос на информацию от журналистов огромен. Если вы промолчите, СМИ опубликуют всевозможные экспертные предположения, а такие высказывания могут навредить бизнесу. В идеале вы можете быстро разработать свою позицию и самостоятельно предоставить информацию общественности.

  4. Все дальнейшие действия по уголовному делу должны осуществляться с участием адвоката. Действия PR-специалистов строго координируются с юридическим отделом.

  5. Важно, чтобы отдел по связям с общественностью своевременно отслеживал все новости о компании, попадающие в публичное пространство. Если репортер что-то напутал или допустил фактическую ошибку, ее необходимо исправить вручную. Чем быстрее будут исправлены недостатки, тем меньше ложной информации попадет в другие СМИ.

Помните о важности командной работы. Все комментарии должны быть модерированы.

Главное в статье:

  • Черный пиар — это преднамеренный акт нанесения ущерба имиджу и репутации компании; Основная цель черного пиара — создать негативный имидж компании, освободить долю рынка и привлечь клиентов;

  • Черные информационные кампании могут быть организованы не только конкурентами, но и вашими деловыми партнерами, друзьями или завистниками;

  • Если ваш бизнес стал объектом информационной атаки, обратитесь за помощью к профессиональным юристам и специалистам по связям с общественностью: они должны работать сообща, чтобы предусмотреть правовые риски при проведении антикризисных мероприятий;

  • Важно оперативно реагировать на публикации, порочащие ваш бизнес, чтобы ненавистники или псевдоэксперты не делали пустых и необоснованных комментариев. - Сформируйте собственное мнение по вопросу и незамедлительно сделайте публичное заявление. - Будьте сдержанны и рациональны;

  • Сотрудничество с редакциями и приятные отношения с журналистами: лояльные контакты в государственных СМИ могут оказаться вам полезны в критических ситуациях — так вы сможете оперативно комментировать спорные вопросы, оперативно исправлять неприятные публикации или даже предотвращать их появление.

Узнайте больше о бизнесе и путешествиях на моем TG-канале Work & Travel

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: От репутации до руин: что делать если против вас работает черный PR .