После детального анализа предложенного проекта подземного убежища возникает ряд критических замечаний и вопросов, требующих серьезного рассмотрения.
Планировка и функциональные зоны
1. Пол и безопасность. Как и в случае с печально известным «убийственным ящиком», искусственное покрытие пола необходимо будет засыпать грунтом или песком для маскировки и дополнительной защиты. Этот прием позаимствован из вьетнамской военной практики.

2. Медицинский блок. Система здравоохранения должна быть дублирована. Необходимо два медицинских кабинета: первый — ближе к выходам, для оказания неотложной помощи и быстрой эвакуации раненых вглубь комплекса; второй — полностью оборудованный стационарный госпиталь в безопасной глубине. Часто просто физически невозможно сразу доставить тяжелораненого в тыловой госпиталь.
Вызывает вопросы совмещение исследовательских лабораторий с больничными палатами. Неужели химик будет искать новые соединения прямо в операционной, чтобы в случае неудачи пациента было ближе доставить на стол? Исследовательские работы, особенно по ремонту оборудования, логичнее размещать рядом с соответствующими мастерскими.
3. Зона отдыха. Бар или кафе — это, конечно, романтично, но в условиях выживания нужна практичная столовая. Картинку, видимо, рисовала девушка-дизайнер, далекая от суровых реалий.
4. Жилые помещения. Они подразумевают постоянное присутствие людей, а значит, требуют мощной и разветвленной системы вентиляции. Количество вентиляционных шахт должно быть значительным.
Критические системы жизнеобеспечения
5. Энергоснабжение. Это ключевой вопрос. На чем работает генераторная система? На Святом Духе? Запас бензина на месяц — это реально, но что через 10 лет? Топливо закончится, а выхлопные газы потребуют еще более сложной вентиляции. Солнечные панели и ветряки демаскируют убежище, превращаясь в флаг с надписью «Я здесь!».
Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ) — модная тема, но их штатной мощности для большого комплекса недостаточно. Ядерный реактор с подводной лодки — вариант, но стоимость такого бункера взлетит до триллионов.
6. Ремонтный отсек. Главная проблема — запчасти. Современная техника часто имеет защиту от несанкционированного ремонта («антипартизанские» меры), и починить ее в полевых условиях невозможно без обращения к «авторизованному дилеру». А это без связи, компьютеров и интернета — фантастика.
Упущенные элементы и вопросы безопасности
Пользователь @Guerero справедливо указал на явные пробелы в проекте:
- Где расположены склады?
- Где хранится топливо?
- Где находятся системы фильтрации воздуха, а также канализационные узлы и резервуары?
- Где изолятор или морг?
- Где оружейная комната или камера содержания?
- И, наконец, где запасные выходы?
Предложенный вариант — дешевый монолитный бункер без дублирования систем. Но нельзя забывать про человеческий фактор. Люди проводят во сне треть жизни.
Обратите внимание: Китай наносит ответный удар по США!.
Кто будет защищать убежище, пока все спят? Из-за усталости или небрежности даже один человек за трое суток может сдать всю оборону.Концепция идеальной системы: сеть бункеров
Более продуманная система должна представлять собой сеть, где все ключевые функции дублируются. Здесь уместна концепция «города за 15 минут»: все основные потребности должны удовлетворяться в радиусе 15-минутной доступности. Сама подземная сеть должна быть защищена от затопления, обрушений и атак на отдельные узлы.
Такая сеть должна быть сложной. Каждый узел (красный круг на схеме) — это автономный бункер. Предложенная схема — лишь пример, демонстрирующий уязвимость: если сектора соединены одним-двумя проходами, то, перерезав эту «артерию», можно изолировать и захватить целый сектор меньшими силами.

Каждый такой узел-бункер должен иметь свой медпункт, склад, жилые помещения и т.д. Кроме того, каждый узел должен иметь от 10 до 25 скрытых выходов на поверхность, а также включать ложные бункеры-ловушки для противника.
Логистика должна работать и на поверхности: возможность перемещения по земле, создание мобильных «кочевых» баз по типу военных лагерей с палатками вместо юрт.
Тактическая безответственность и игровые аналогии
Рассуждения можно продолжать долго, но вот важная параллель из истории: на советских военных учениях офицеры использовали тактические тетради для решения задач. Потеря такой тетради считалась ЧП, так как противник мог изучить шаблоны мышления командира.
А здесь люди в соцсетях открыто публикуют свои предпочтения в тактике обороны! В киберспорте, например, перед матчем тщательно изучают стиль игры соперника по прошлым боям, выявляя тенденции: любит ли он ранний агрессивный напор или предпочитает играть от защиты. Знание этих шаблонов дает огромное преимущество.
Досадно, что даже в таких играх, как RimWorld (2D), нельзя в полной мере смоделировать подобные масштабные системы. Количество персонажей (пешек) там невелико — максимум на взвод, а карта мала для действий роты. Хотелось бы игры, где можно было бы командовать целым батальоном (командир — подполковник, но могут быть и капитаны с майорами). «Я два года жду игру, где можно грабить Колобан и играть за батальон» — это метафора нереализованных тактических амбиций.
[Ключевые теги: Бункер, Укрытие, Бессонница, Инженер, Проект, Майор, Ответить на сообщение, Длинный пост]
Больше интересных статей здесь: Финансы.
Источник статьи: Ответ на пост «А вы тоже, ложась спать, проектируете свое супер-убежище?».