Как я пережил первую волну пандемии и готовлюсь ко второй: история малого бизнеса

Друзья, когда мы вспоминаем недавно завершившуюся волну пандемии, на душе становится и страшно, и грустно. Огромное количество индивидуальных предпринимателей и компаний столкнулись с колоссальными убытками и потерями. Мне же, как ни странно, в какой-то степени даже повезло...

Начало, которое чуть не стало концом

В конце 2019 года, прямо перед Новым годом, я зарегистрировал ИП и открыл магазин. На старт ушли все сбережения и, что важнее, кредиты из банков. Деньги пошли на всё: оборудование, кассу, налоги, аренду, а на товар остались крохи. Я чётко осознавал, что по уши в долгах, и с головой погрузился в работу, проводя в магазине почти круглые сутки. Дело только-только начало потихоньку раскручиваться, как по всей стране объявили о жёстких ограничительных мерах. Началась настоящая паника. Что делать? Я обзванивал все возможные службы: госорганы, МФЦ, налоговую, даже городскую администрацию и горсовет. Ответы иногда шокировали. Одна служба (уже не вспомню какая) заявила: «Вы что, о какой прибыли говорите? Мы все скоро погибнем!». А в администрации моего города ответили так: «Вот вчера вы должны были работать, сегодня вроде как работаете, а завтра, вроде как, не работаете». Было одновременно и смешно, и горько.

Перезагрузка: уход в онлайн

Сидеть сложа руки и ждать, пока только что открытый магазин закроется через пару месяцев, было не для меня. Я решил действовать. Погрузился в интернет, изучая опыт «диванных» аналитиков. Советов было море, среди них попадались и по-настоящему ценные. Решение пришло в первый же день изоляции: нужно переходить на работу по заказу. Я активизировался во всех возможных каналах: телефон, доставка, «Яндекс.Район», социальные сети ВКонтакте и Instagram. Времени, которое вдруг оказалось «никуда не отправленным», было предостаточно.

Первые результаты и государственная поддержка

К моему удивлению, схема заработала. Не сразу и со скрипом, но дело сдвинулось с мёртвой точки. Правда, поначалу это больше напоминало рекламу или спам, чем стабильный бизнес. Денег это приносило мало, и окупаемости не было. Серьёзно выручили в тот момент так называемые «путинские» выплаты. При моих мизерных оборотах эта поддержка стала настоящим спасательным кругом и помогла продержаться на плаву.

Неожиданный поворот: спрос рождает предложение

Когда ограничения стали смягчаться и люди начали возвращаться к обычной жизни, многие вспомнили о моих «спам-сообщениях» и пришли в магазин за качественным и недорогим товаром. Конечно, у меня не было всего, что они спрашивали. Но, как известно, спрос рождает предложение. Я начал активно искать поставщиков. К середине лета у меня уже была сеть из около 12 партнёров, которые были счастливы сотрудничать. Пандемия и для них обернулась потерей клиентов и убытками, поэтому они стали гораздо более лояльными и гибкими.

Итоги и готовность к новой волне

Сейчас в моём магазине есть практически всё, что нужно клиентам, и главное — люди об этом знают. Работа по предзаказу стала нашим ключевым преимуществом. Она позволяет держать цены ниже, чем у конкурентов, потому что товар не залёживается на складе, а идёт сразу к покупателю. Этот кризисный опыт не сломал, а перестроил мой бизнес. Теперь, глядя на приближение второй волны, я чувствую не ужас и уныние, а скорее готовность. Я уже «оседлал» одну волну и знаю, что нужно делать, чтобы удержаться на гребне следующей.