Государство должно выплачивать 42 500 тенге, а не работодатель: почему штрафы за простой несправедливы

Автор: Рустам Журсунов

Хотя бы в наиболее пострадавших секторах экономики

В последнее время в социальных сетях активно обсуждаются заявления некоторых чиновников о наложении штрафов на предпринимателей, которые не выплачивают минимальную заработную плату своим сотрудникам в период простоя. Например, управление социального благосостояния Алматы сообщило, что принимает жалобы работников на таких работодателей.

Размеры штрафов и преждевременные выводы

Согласно статье 87 Кодекса об административных нарушениях, размер штрафа зависит от масштаба бизнеса: для малого бизнеса он составляет 60 МРП (166,68 тыс. тенге), для среднего — 100 МРП (277,8 тыс. тенге), а для крупного — 150 МРП (416,7 тыс. тенге).

Однако, по моему мнению, представители социальных служб некоторых акиматов поспешили с выводами. Ситуация не так однозначна, и для её понимания нужно рассматривать все детали. В рамках действующего трудового законодательства существует четыре основных сценария оформления отношений в период ограничений, и простой — лишь один из них.

Четыре законных варианта действий работодателя

Первый вариант — оформление простоя. Согласно статье 112 Трудового кодекса, если простой вызван обстоятельствами, не зависящими ни от работодателя, ни от работника (например, официальный запрет деятельности по санитарным нормам), работодатель обязан выплачивать не менее одной минимальной заработной платы (42,5 тыс. тенге). Важно понимать, что этот вариант применим не ко всем компаниям, а только к тем, чья деятельность была приостановлена официальным решением.

Второй вариант — дистанционная работа. Статья 138 Трудового кодекса позволяет перевести сотрудников на удалённый режим работы. Этот процесс оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, а работодатель должен обеспечить сотрудника необходимыми средствами связи для выполнения обязанностей.

Третий вариант — неполный рабочий день. Работодатель имеет право по согласованию с работником установить сокращённый график работы. Это может быть уменьшение продолжительности ежедневной смены, переход на неполную рабочую неделю или комбинация обоих способов.

Четвёртый вариант — отпуск без сохранения заработной платы.

Обратите внимание: Нужен аудит бизнесу или нет? Навязанная это услуга государством или нет?.

Такой отпуск предоставляется только по инициативе самого работника и с согласия работодателя. Исключение составляют особые случаи, такие как регистрация брака, рождение ребёнка или смерть близких родственников, когда согласие работодателя не требуется.

Когда штрафы действительно возможны?

Таким образом, административная ответственность в виде штрафов от 166,68 тыс. до 416,7 тыс. тенге может наступить только в конкретных ситуациях: при невыплате МЗП во время законно оформленного простоя, а также при невыплате зарплаты за дистанционную работу или труд в условиях неполного рабочего времени.

Экономические реалии против административного давления

Здесь необходимо учитывать тяжёлое экономическое положение бизнеса. Многие компании, особенно те, чья деятельность всё ещё ограничена, находятся в критической ситуации. Чиновникам, безусловно, проще всего выписать штраф — это не требует глубокого анализа. Однако они часто не принимают во внимание, что у предпринимателей зачастую нет средств не только на зарплату, но и на закупку сырья, материалов или оплату услуг, без которых возобновление работы невозможно. Фактически, такие действия отдельных должностных лиц могут окончательно "добить" и без того ослабленный бизнес.

Я призываю государственных служащих перестать фокусироваться исключительно на репрессивных мерах. Штрафовать — всегда самый лёгкий путь. Чрезвычайное положение отменено, но бизнесу требуется время, чтобы встать на ноги, начать работать и зарабатывать, чтобы иметь возможность платить сотрудникам. Предприятия в запрещённых сферах вообще не имеют источников дохода.

Предложение: государственная поддержка вместо штрафов

Вместо того чтобы наказывать бизнес, государству следует продолжить или возобновить выплаты в размере 42,5 тыс. тенге. Эти выплаты должны быть адресными и направляться хотя бы в наиболее пострадавшие сектора экономики, особенно в те сферы, которые всё ещё находятся под запретом или не могут работать в полную силу (например, общественное питание). Также стоит рассмотреть опыт других стран. К примеру, в России практикуется выдача банками беспроцентных кредитов специально для выплаты заработной платы — это могло бы стать одним из рабочих вариантов поддержки.

Хочется отметить, что в Министерстве труда осведомлены о существующей проблеме и в настоящее время работают над поиском решений. Мы со своей стороны уже направили свои предложения.

Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: 42500 должно выплачивать государство, а не работодатель.