Семейный спор о новом школьном предмете
– Ты в курсе, что в школьную программу планируют добавить уроки финансовой грамотности? – спросила мама, заглядывая в комнату и вытирая руки об фартук.
– Да, читал об этом, – отозвался папа, не отрываясь от экрана телефона. – Но идея, на мой взгляд, обречена на провал.
– С чего бы? – удивилась мама, присаживаясь рядом. – Ты же сам занимаешься с сыном, и ему это нравится.
– Потому что учить-то некому, – папа наконец отложил гаджет. – К тому же, дети в принципе не любят скучные уроки. Они отвлекают от игр и мультиков. Ребёнок не понимает, как эта информация пригодится ему лично. И самое главное – дети учатся не на словах, а на живых примерах. Вот, смотри...
Папа встал и жестом пригласил маму последовать за ним в мою комнату.
Детский взгляд на богатство
– Мироша, – обратился ко мне папа, стараясь привлечь моё внимание. – Скажи честно, почему тебе интересно то, что я рассказываю про деньги и финансы?
– Потому что я хочу стать богатым, – выпалил я, застигнутый вопросом врасплох.
Ответ был простым и честным. Мы с папой уже не раз обсуждали, что для меня значит это «богатство» и зачем оно нужно.
– Опять вы со своим «богатством», – мама скептически покачала головой. – Зачем с детства забивать голову деньгами? Что из них вырастет? Детство должно быть беззаботным. Деньги – это наша, родительская, забота.
– И так думает большинство людей, – папа, как всегда, начал оперировать цифрами, что обычно предвещало жаркую дискуссию.
– Дело не в богатстве как абстрактной цели, – папа говорил всё увереннее. – А в том, что деньги – это ключевой инструмент в современном мире. А финансовая грамотность – это просто навык грамотного обращения с этим инструментом.
Я знал, что он скажет дальше. Мы уже не раз это обсуждали. Решив блеснуть эрудицией и показать, что могу рассуждать наравне со взрослыми, я вступил в разговор.
Что такое финансовая грамотность на самом деле?
– Мам, папа прав. Многие думают, что финансовая грамотность – это про сложные термины, акции, банки и кредиты. Но всё это лишь инструменты, только часть знаний. Это как алфавит. Можно выучить несколько букв или все, но этого мало, чтобы грамотно писать и читать.
– Хорошо, – не сдавалась мама. – Осваивай свою грамотность, когда вырастешь.
– Но тогда будет поздно! – я был готов к этому возражению. – Всё, что мы узнаём в детстве, всё, что видим в семье, закладывает в нас программу на всю жизнь. Ты согласна?
– Ну... возможно, – в голосе мамы послышались сомнения.
– Помнишь, вчера приходил дядя Игорь? – решил я привести убийственный аргумент. – Вы сидели на кухне, и я слышал, как он жаловался, что его уволили, и теперь нечем платить кредиты за машину и телефон. Папа спрашивал про «финансовую подушку», но дядя Игорь только отмахнулся. Он сказал, что никогда не откладывал и живёт одним днём.
– Если бы ему в детстве объяснили, что так жить рискованно, – я многозначительно посмотрел на родителей, – у него сейчас не было бы таких проблем.
Мама и папа переглянулись. Папа был явно горд. Мама, как мне показалось, собиралась отчитать меня за подслушивание, поэтому я поспешил продолжить.
Почему деньги важнее, чем кажется?
– Нас учат музыке, рисованию, природоведению... Это, конечно, важно. Но скажи честно: как часто эти навыки нужны тебе в повседневной жизни?
Интересное: Финансовые ошибки детей.
А с чем человек сталкивается каждый день – с рисованием или с деньгами?Мама вздохнула. Окрылённый успехом, я продолжил свою «проповедь»:
– Всё в нашем мире связано с деньгами. Еда, игрушки, развлечения – за всё нужно платить. Даже на наши чувства, уверенность в себе и отношения часто влияет то, всё ли в порядке с финансами. Согласись, мам, взрослые иногда злятся и срываются на детей просто из-за денежных проблем.
Мама снова вздохнула: – Мироша, я понимаю. Просто я не хочу, чтобы ты думал, что деньги – это единственное, что имеет значение в жизни.
– Конечно нет, мам! – я подошёл и обнял её. – Деньги – это всего лишь инструмент. С его помощью можно делать много хорошего: помогать больным, разрабатывать лекарства, поддерживать пожилых людей...
– Главное, чтобы ты был счастливым, – прошептала мама своё любимое и такое тёплое пожелание.
– Конечно буду, мамуля! – я чмокнул её в щёку. – Я точно знаю, что счастье не в деньгах, но с деньгами быть счастливым гораздо проще.
Папа рассмеялся. Ему явно нравилась моя речь. Он украдкой показал мне одобрительный жест и взял слово.
Кризис доверия: почему школа не справится?
– Итак, – начал папа своей любимой вводной фразой, означавшей, что все аргументы приведены. – Деньги – важнейший ресурс. Умение управлять этим ресурсом и есть финансовая грамотность. И, честно говоря, печально, что этому не учат с первого класса, как чтению или счёту.
– Тогда почему ты сказал, что идея «не полетит»? – оживилась мама, вспомнив начало разговора.
– А потому, что дети не станут слушать того, кто сам не служит примером. Представь, что дядя Игорь стал учителем и рассказывал бы о финансовой грамотности, а сам бы сидел в долгах, жил от зарплаты до зарплаты без сбережений. Стали бы дети ему верить?
Маме, видимо, стало неловко за дядю Игоря, и она попыталась возразить:
– Но так живёт большинство людей. Ты сам это часто повторяешь.
– Верно, живут. Но хорошо ли им? Может, проблема как раз в том, что им в детстве не объяснили азов финансов? – в глазах папы загорелся азартный огонёк. – И главная загвоздка в том, что большинство школьных учителей сами относятся к этим 90%. Они дают детям те знания, которые когда-то получили сами.
– И кто же тогда должен учить детей этой «денежной науке»? – мама обняла меня сзади и положила подбородок мне на плечо.
– Либо родителям, либо тем, кто уже применяет эти принципы на практике и добился успеха, – сделал акцент папа.
Мама снова вздохнула: – Но не каждый взрослый умеет объяснять сложные вещи простыми словами. Ты же сам не сразу научился рассказывать Мирону о финансах доступно.
– Согласен, – кивнул папа. – Поэтому вопрос не такой простой, как кажется.
Неожиданное решение: учителя-дети
И тут меня осенило. Я буквально подпрыгнул от внезапной идеи: – А учить могут сами дети!
Родители на секунду замерли.
– Гениально! – первым пришёл в себя папа. – Это действительно блестящая мысль! Вот хоть Мирон, например, может делиться тем, что знает и применяет сам!
– Практика и личный пример, – деловито заключил я, сам загоревшись этой идеей.
– Практика и личный пример, – повторил папа, рассмеялся и потрепал меня по голове.
– А скажи-ка мне, мой «практик и пример», ты все уроки на завтра сделал? – мама, как истинный мастер, вернула нас с небес на землю. – Показывай-ка дневник, дружок...
Интересное еще здесь: Финансы.
Кто научит детей Финансовой грамотности.