Финансовая грамотность для детей: почему школа не справится и кто должен учить на самом деле

Семейный спор о новом школьном предмете

– Ты в курсе, что в школьную программу планируют добавить уроки финансовой грамотности? – спросила мама, заглядывая в комнату и вытирая руки об фартук.

– Да, читал об этом, – отозвался папа, не отрываясь от экрана телефона. – Но идея, на мой взгляд, обречена на провал.

– С чего бы? – удивилась мама, присаживаясь рядом. – Ты же сам занимаешься с сыном, и ему это нравится.

– Потому что учить-то некому, – папа наконец отложил гаджет. – К тому же, дети в принципе не любят скучные уроки. Они отвлекают от игр и мультиков. Ребёнок не понимает, как эта информация пригодится ему лично. И самое главное – дети учатся не на словах, а на живых примерах. Вот, смотри...

Папа встал и жестом пригласил маму последовать за ним в мою комнату.

Детский взгляд на богатство

– Мироша, – обратился ко мне папа, стараясь привлечь моё внимание. – Скажи честно, почему тебе интересно то, что я рассказываю про деньги и финансы?

– Потому что я хочу стать богатым, – выпалил я, застигнутый вопросом врасплох.

Ответ был простым и честным. Мы с папой уже не раз обсуждали, что для меня значит это «богатство» и зачем оно нужно.

– Опять вы со своим «богатством», – мама скептически покачала головой. – Зачем с детства забивать голову деньгами? Что из них вырастет? Детство должно быть беззаботным. Деньги – это наша, родительская, забота.

– И так думает большинство людей, – папа, как всегда, начал оперировать цифрами, что обычно предвещало жаркую дискуссию.

– Дело не в богатстве как абстрактной цели, – папа говорил всё увереннее. – А в том, что деньги – это ключевой инструмент в современном мире. А финансовая грамотность – это просто навык грамотного обращения с этим инструментом.

Я знал, что он скажет дальше. Мы уже не раз это обсуждали. Решив блеснуть эрудицией и показать, что могу рассуждать наравне со взрослыми, я вступил в разговор.

Что такое финансовая грамотность на самом деле?

– Мам, папа прав. Многие думают, что финансовая грамотность – это про сложные термины, акции, банки и кредиты. Но всё это лишь инструменты, только часть знаний. Это как алфавит. Можно выучить несколько букв или все, но этого мало, чтобы грамотно писать и читать.

– Хорошо, – не сдавалась мама. – Осваивай свою грамотность, когда вырастешь.

– Но тогда будет поздно! – я был готов к этому возражению. – Всё, что мы узнаём в детстве, всё, что видим в семье, закладывает в нас программу на всю жизнь. Ты согласна?

– Ну... возможно, – в голосе мамы послышались сомнения.

– Помнишь, вчера приходил дядя Игорь? – решил я привести убийственный аргумент. – Вы сидели на кухне, и я слышал, как он жаловался, что его уволили, и теперь нечем платить кредиты за машину и телефон. Папа спрашивал про «финансовую подушку», но дядя Игорь только отмахнулся. Он сказал, что никогда не откладывал и живёт одним днём.

– Если бы ему в детстве объяснили, что так жить рискованно, – я многозначительно посмотрел на родителей, – у него сейчас не было бы таких проблем.

Мама и папа переглянулись. Папа был явно горд. Мама, как мне показалось, собиралась отчитать меня за подслушивание, поэтому я поспешил продолжить.

Почему деньги важнее, чем кажется?

– Нас учат музыке, рисованию, природоведению... Это, конечно, важно. Но скажи честно: как часто эти навыки нужны тебе в повседневной жизни?

Интересное: Финансовые ошибки детей.

А с чем человек сталкивается каждый день – с рисованием или с деньгами?

Мама вздохнула. Окрылённый успехом, я продолжил свою «проповедь»:

– Всё в нашем мире связано с деньгами. Еда, игрушки, развлечения – за всё нужно платить. Даже на наши чувства, уверенность в себе и отношения часто влияет то, всё ли в порядке с финансами. Согласись, мам, взрослые иногда злятся и срываются на детей просто из-за денежных проблем.

Мама снова вздохнула: – Мироша, я понимаю. Просто я не хочу, чтобы ты думал, что деньги – это единственное, что имеет значение в жизни.

– Конечно нет, мам! – я подошёл и обнял её. – Деньги – это всего лишь инструмент. С его помощью можно делать много хорошего: помогать больным, разрабатывать лекарства, поддерживать пожилых людей...

– Главное, чтобы ты был счастливым, – прошептала мама своё любимое и такое тёплое пожелание.

– Конечно буду, мамуля! – я чмокнул её в щёку. – Я точно знаю, что счастье не в деньгах, но с деньгами быть счастливым гораздо проще.

Папа рассмеялся. Ему явно нравилась моя речь. Он украдкой показал мне одобрительный жест и взял слово.

Кризис доверия: почему школа не справится?

– Итак, – начал папа своей любимой вводной фразой, означавшей, что все аргументы приведены. – Деньги – важнейший ресурс. Умение управлять этим ресурсом и есть финансовая грамотность. И, честно говоря, печально, что этому не учат с первого класса, как чтению или счёту.

– Тогда почему ты сказал, что идея «не полетит»? – оживилась мама, вспомнив начало разговора.

– А потому, что дети не станут слушать того, кто сам не служит примером. Представь, что дядя Игорь стал учителем и рассказывал бы о финансовой грамотности, а сам бы сидел в долгах, жил от зарплаты до зарплаты без сбережений. Стали бы дети ему верить?

Маме, видимо, стало неловко за дядю Игоря, и она попыталась возразить:

– Но так живёт большинство людей. Ты сам это часто повторяешь.

– Верно, живут. Но хорошо ли им? Может, проблема как раз в том, что им в детстве не объяснили азов финансов? – в глазах папы загорелся азартный огонёк. – И главная загвоздка в том, что большинство школьных учителей сами относятся к этим 90%. Они дают детям те знания, которые когда-то получили сами.

– И кто же тогда должен учить детей этой «денежной науке»? – мама обняла меня сзади и положила подбородок мне на плечо.

– Либо родителям, либо тем, кто уже применяет эти принципы на практике и добился успеха, – сделал акцент папа.

Мама снова вздохнула: – Но не каждый взрослый умеет объяснять сложные вещи простыми словами. Ты же сам не сразу научился рассказывать Мирону о финансах доступно.

– Согласен, – кивнул папа. – Поэтому вопрос не такой простой, как кажется.

Неожиданное решение: учителя-дети

И тут меня осенило. Я буквально подпрыгнул от внезапной идеи: – А учить могут сами дети!

Родители на секунду замерли.

– Гениально! – первым пришёл в себя папа. – Это действительно блестящая мысль! Вот хоть Мирон, например, может делиться тем, что знает и применяет сам!

– Практика и личный пример, – деловито заключил я, сам загоревшись этой идеей.

– Практика и личный пример, – повторил папа, рассмеялся и потрепал меня по голове.

– А скажи-ка мне, мой «практик и пример», ты все уроки на завтра сделал? – мама, как истинный мастер, вернула нас с небес на землю. – Показывай-ка дневник, дружок...

Интересное еще здесь: Финансы.

Кто научит детей Финансовой грамотности.