Принято считать, что основу доходов авиаперевозчиков формирует массовый пассажиропоток в экономическом классе. Однако это утверждение верно не для всех. Если мы говорим о классических (не бюджетных) авиакомпаниях, то картина кардинально меняется: ключевым источником прибыли зачастую становятся пассажиры бизнес- и первого классов.
Цифры говорят сами за себя: примеры из реальных рейсов
Рассмотрим конкретный пример рейса «Аэрофлота» в Сочи. При компоновке самолета на 20 мест бизнес-класса и 136 мест эконом-класса разница в стоимости билетов колоссальна: около 5800 рублей за эконом против почти 100 000 рублей за бизнес. Простой расчет показывает: при полной загрузке эконом-класс принесет примерно 780 000 рублей, в то время как доход от бизнес-класса может достичь 2 000 000 рублей. Разница более чем в два раза, и это при том, что бизнес-класс занимает лишь небольшую часть салона.
4-х классная компоновка Boeing 777 в British Airways.
Мировая практика: когда первый класс «весит» больше, чем весь эконом
Еще более показательная ситуация складывается у мировых лидеров, предлагающих перелеты первого класса. Возьмем для анализа рейс British Airways из Лондона в Нью-Йорк на Boeing 777. Этот широкофюзеляжный лайнер имеет четырехклассную компоновку.
Обратите внимание: Цель бизнеса по-женски. Что нужно сделать до..., чтобы бизнес был успешным.
Самолет вмещает 122 пассажира эконом-класса (потенциальный доход ~3,5 млн руб.), 40 пассажиров премиум-эконома (~2,5 млн руб.), 48 мест бизнес-класса (~17 млн руб.) и 14 мест первого класса (~13 млн руб.). Поразительный факт: всего 14 пассажиров первого класса могут принести доход, сопоставимый или даже превышающий суммарный доход от 160 пассажиров эконом- и премиум-эконом классов! Это наглядно демонстрирует, насколько важна для авиакомпании продажа каждого премиального билета.
Boeing-747. «Гигант», перевернувший бизнес.
Эволюция классов и современные реалии
Такой подход к бизнесу сформировался исторически. Изначально разделение было скорее функциональным: на туристов, планирующих поездки заранее, и бизнес-путешественников, ценящих гибкость. Однако с появлением больших самолетов, таких как Boeing 747, и дерегулированием авиационной отрасли в 1970-х годах, компании получили свободу в ценообразовании и сегментации сервиса в зависимости от платежеспособности клиента.
Сегодня поддержание высоких стандартов в премиальных классах требует от авиакомпаний значительных ресурсов и оправдано в первую очередь на ключевых международных и бизнес-маршрутах. На многих направлениях, особенно на внутреннем рынке, мы видим в основном два класса обслуживания: эконом и бизнес. Конкуренция за состоятельного пассажира здесь крайне высока. Тем не менее, несмотря на всю важность премиальных кресел, общая рентабельность рейса по-прежнему зависит от комплексного показателя — процента занятых мест во всем самолете.
Спасибо, что дочитали!
Использованы данные с сайтов авиакомпаний. Цифры достаточно точные, порядок соблюден.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Так ли важно для авиакомпании сколько продано билетов бизнес класса?.