Добрый день, уважаемые читатели!
Жизнь в городе и сельской местности диктует разные подходы к экономии. Если горожанину идея использовать летом смешанный комплект шин (например, летние на ведущую ось) покажется абсурдной, то для некоторых сельских жителей это может выглядеть как разумный способ сберечь средства. В этой статье я подробно объясню, почему такая «экономия» не только незаконна, но и крайне опасна.
Законодательная сторона вопроса
Прежде всего обратимся к юридическим аспектам. Основным документом, регулирующим этот вопрос, являются Правила дорожного движения, а именно «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
В разделе 5 «Колеса и шины» есть четкий пункт 5.5, который гласит:
Запрещается эксплуатация транспортного средства, если на одну ось установлены шины различных размеров, конструкций (радиальные, диагональные, камерные, бескамерные), моделей, с разными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора.
Наглядную иллюстрацию этого нарушения я встретил во время поездки на Алтай:
На фото, сделанном мной, запечатлен автомобиль (похоже, ВАЗ-21099), которому уже много лет. На его передней оси были установлены полностью изношенные летние шины (почти «слики»), а на задней — зимние.
Важный нюанс: Судьи в подавляющем большинстве случаев доверяют доказательствам и показаниям инспектора ГИБДД, поэтому оспорить штраф за такую неисправность будет практически невозможно.
Чем опасна эксплуатация автомобиля с разной резиной на осях?
Причины, по которым владелец автомобиля пошел на такой шаг, могут быть разными, часто это желание сэкономить. Однако цена такой экономии может быть очень высока.
С юридической точки зрения водителю грозит ответственность по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — штраф в размере 500 рублей за управление транспортным средством с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена.
Но главная проблема — это безопасность. Вот ключевые риски:
1. Разрушение зимней резины в жару. Зимние шины рассчитаны на низкие температуры. Их мягкая резиновая смесь в летнюю жару начинает «плыть», чрезмерно изнашиваться и может даже начать разрушаться. Даже если они стоят на задней (не ведущей) оси, этот процесс неизбежен, что резко повышает риск внезапного повреждения покрышки на ходу.
2. Непредсказуемое поведение при торможении. Разные типы резины имеют разное сцепление с дорогой. При экстренном торможении это может привести к разной степени блокировки колес на разных осях, вызвать занос или потерю управляемости. Автомобиль перестает вести себя стабильно и предсказуемо.
На фото видно, как летние шины имеют развитую систему водоотводящих канавок, что критически важно для безопасности.
3. Высокий риск аквапланирования. Рисунки протектора летних и зимних шин принципиально отличаются по своей способности отводить воду. В дождь такая «сборная солянка» на колесах гарантированно приведет к разному поведению осей и потере контакта с дорогой. Вероятность попасть в аварию из-за аквапланирования возрастает в разы.
Можно также упомянуть и о том, что шипы с зимней резины летом быстрее изнашивают асфальт и могут вылететь, создавая угрозу для других участников движения, но это, пожалуй, не самая главная проблема в данном контексте.
В заключение хочу подчеркнуть: экономия на шинах — это ложная экономия, которая ставит под угрозу вашу жизнь, жизнь пассажиров и других людей на дороге. Всегда используйте на одной оси одинаковые шины, соответствующие сезону.
С уважением, Юрий (kua1102)
Больше полезных материалов: Читайте в разделе «Закон».
Адаптировано на основе источника: В этой статье на примере автомобиля, на переднюю ось которого установлена летняя резина, а на заднюю - зимняя, хочу рассказать о том, какой закон нарушается и почему так никогда нельзя делать.