Из названия статьи становится ясно мое в целом негативное отношение к кредитным обязательствам. Были в жизни ситуации, когда без них обойтись не получалось – например, моя прошлая машина, Шевроле Ланос, была приобретена именно так. Однако в моем сознании прочно укоренилась мысль: кредит – это форма финансовой кабалы, которой следует избегать всеми силами.
Статистика и парадокс кредитования
Согласно данным 2019 года, свыше половины всех автомобилей в России покупались с привлечением заемных средств. Учитывая последующие события – пандемию, колебания курсов валют и общее ухудшение экономической ситуации – вряд ли эта тенденция пошла на спад. Скорее, наоборот. Возникает закономерный вопрос: почему люди сознательно идут на «кредитное рабство», понимая все его минусы?
Anton Nikiforov, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Экономический двигатель: потребление любой ценой
Существует грубоватое, но очень точное выражение, описывающее суть происходящего: «Понты дороже денег». Современная экономическая модель построена на необходимости постоянного, бесконечного роста производства. Этот рост должен быть обеспечен даже тогда, когда реальные ресурсы или средства населения ограничены.
Свободные деньги у большинства людей закончились еще десятилетия назад. Реальные доходы если и растут, то крайне медленно, не поспевая за растущими запросами экономики. Людям навязывается необходимость больше потреблять, покупать и вкладывать, чтобы поддерживать систему. При этом покупательная способность зарплат зачастую остается на прежнем уровне. Что же делать в такой ситуации?
Автопроизводители активно пользуются этим правилом Татьяна Поршина, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Заем из будущего: спасительный круг или долговая яма?
Ответ, который предлагает система, прост: занимать деньги у будущего! Идея кажется гениальной: сейчас средств нет, но они обязательно появятся позже, ведь работа и какой-никакой доход будут продолжаться. Так кредиты превратились в массовое явление.
Банковские структуры только выигрывают от этого, получая солидную прибыль на разнице между процентами по вкладам и кредитам.
Обратите внимание: Кредитные каникулы или реструктуризация? Что лучше?.
Человек продолжает наращивать потребление, подпитывая экономику, но сам оказывается в проигрыше. Разве можно назвать кредит благом? Ощущение долга само по себе психологически тяжело. Чтобы заглушить этот дискомфорт, был создан мощный социальный механизм...Поэтому в машины и засовывают побольше часто ненужных опций, чтобы казалось посолиднее
Социальное давление и культ потребления
«Нельзя отставать от других!» – этот лозунг звучит отовсюду. Купи новый кроссовер, а то стыдно ездить на старой модели! Приобрети электрическую зубную щетку и высокотехнологичные палочки для ушей, ведь без них твоя жизнь неполноценна! Это не шутка: такие гаджеты действительно существуют. Зачем они нужны? Сложно сказать, но рынок их предлагает.
Чтобы обзавестись всем этим ассортиментом часто бесполезных вещей, требуются деньги, которых нет. И выход один – кредит. В этой схеме, казалось бы, все в плюсе: экономика растет, компании богатеют, а люди живут с иллюзией, что успевают за прогрессом.
Личная позиция и итоги
Именно по этим причинам я выступаю против бездумного кредитования и считаю, что обращаться к займам стоит лишь в исключительных, критических ситуациях. А какого мнения придерживаетесь вы? Как вы относитесь к практике брать кредиты?
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: У людей нет денег на машины, но они все равно берут авто в кредит. Почему мы так любим кредитное рабство.