Эксперты аналитического агентства Frank RG прогнозируют, что в 2022 году объемы рынка автокредитования в России могут сократиться на 20–50%. Основными причинами этого станут острый дефицит автомобилей на рынке, значительный рост процентных ставок по кредитам и снижение реальных доходов населения, что ограничивает возможности граждан к крупным покупкам.
Главные пострадавшие: анализ кредитных портфелей банков
Чтобы оценить масштабы потенциального ущерба, был проведен анализ структуры кредитных портфелей четырех крупных публичных банков по итогам 2021 года.
Доля кредитов физическим лицам в общем портфеле выглядит следующим образом:
- Сбер (SBER) — 40%;
- ВТБ (VTBR) — 39%;
- Банк Санкт-Петербург (BSPB) — 26,5%;
- Тинькофф (TCS) — практически весь портфель состоит из кредитов физлицам.
Данные показывают, что Сбер, ВТБ и Банк СПБ в значительной степени ориентированы на корпоративный сектор. Доля кредитов на транспортные средства в сегменте юрлиц у этих банков относительно невелика и составляет от 3% до 6%.
На этом фоне резко выделяется Тинькофф Банк. Поскольку его бизнес-модель сфокусирована на розничных клиентах, доля автокредитов в его кредитном портфеле достигает 12%. Эта существенная зависимость от одного сегмента делает Тинькофф наиболее уязвимым среди крупных игроков в случае дальнейшего сокращения рынка автокредитования.
Последствия для банков и рынка
Эксперты полагают, что по уже выданным кредитам серьезных проблем у банков, скорее всего, не возникнет. Заемщики будут стараться сохранить автомобили, купленные по докризисным ценам, особенно в условиях их дефицита.
Обратите внимание: Как банки проверяют кредитную историю.
Даже если часть клиентов не сможет обслуживать долги, банки изымут автомобили в счет погашения. В условиях роста цен на подержанные машины такие операции не приведут к значительным убыткам для кредитных организаций.Однако объемы выдачи новых автокредитов в ближайший год ожидаемо сократятся. Ключевыми сдерживающими факторами станут:
- Высокие процентные ставки, делающие кредиты менее доступными;
- Резкое сокращение поставок новых автомобилей в Россию из-за ухода многих иностранных производителей;
- Снижение платежеспособности населения на фоне высокой инфляции. По оценкам ВЭБ.РФ, реальные доходы россиян по итогам 2022 года могут снизиться на 12%.
Перспективы рынка на горизонте более одного года остаются крайне неопределенными. Они будут зависеть от общего состояния экономики после введения санкций, а также от способности рынка адаптироваться — например, за счет увеличения поставок автомобилей из Китая или возможного возврата некоторых брендов. Сейчас давать долгосрочные прогнозы затруднительно из-за множества неизвестных переменных.
Косвенные жертвы кризиса: страховой сектор
Сокращение объемов автокредитования неизбежно приведет к уменьшению числа продаж новых автомобилей. Это, в свою очередь, негативно скажется на смежных отраслях, в первую очередь на страховом рынке. Меньше покупок машин — меньше оформленных полисов ОСАГО и КАСКО.
На Московской бирже в этом сегменте представлена компания «Ренессанс Страхование» (RENI). На автострахование, по данным аналитиков, приходится около 26% ее общей выручки. Такая значительная доля делает бизнес компании весьма чувствительным к любым потрясениям на автомобильном рынке, и текущий кризис может серьезно отразиться на ее финансовых показателях.
InvestFuture.ru
#автокредит #автокредитование #автообзор #новый автомобиль #авто в кредит
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?.