Как законно противостоять коллекторам: защита прав должника при телефонных звонках

Здравствуйте. В этой статье я открываю серию публикаций, посвящённых теме взаимодействия с долгами, а именно — этапу общения с представителями банков, микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств. Личный опыт столкнул меня с этой проблемой в начале года, когда пандемийные ограничения окончательно сорвали планы по «добровольному» урегулированию платежей. Выражение «добровольное урегулирование», кстати, часто звучит из уст коллекторов — признаю, это плагиат.

Впервые оказавшись в такой ситуации, я был шокирован тем, как службы взыскания полностью игнорируют права заёмщика. Первые месяцы общения с ними вымотали нервы катастрофически. Не менее удивляли комментарии других должников, которые встречались в сети: многие относятся к звонкам настолько серьёзно, что впадают в панику. Подавляющее большинство считает себя обязанным отвечать на все вопросы, оправдываться за просрочки и предоставлять звонящему любую запрашиваемую информацию.

Вы действительно так думаете?

В современных российских реалиях такие звонки от сотрудников банков, МФО и коллекторов часто носят полулегальный характер, а учитывая абсурдные заявления многих «взыскателей», нередко являются и вовсе противозаконными.

Почему? Давайте разбираться детально.

Важное замечание: всё, что изложено ниже, — это мой субъективный взгляд. Я не юрист. Это примеры методов, которые я использую лично, чтобы поставить на место излишне активных коллекторов. Это базовый свод ваших прав, о которых многие забывают, оказавшись в сложной финансовой ситуации. Небольшой перечень законодательных актов, способных превратить разговор с банком в настоящую головную боль для позвонившего вам сотрудника.

Это не волшебная палочка, которая спишет ваши долги. Но, надеюсь, эти знания помогут вам не чувствовать себя униженным и беспомощным после каждого неприятного звонка.

Итак, начнём.

Практическое применение закона: запрос информации о номере

Внимательно изучите Федеральный закон №230-ФЗ, а именно:

Статья 7. Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Пункт 9:
Кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок …

Источник

Спросите у звонящего номер, с которого осуществляется звонок. Скорее всего, он его не знает. Причина в том, что большинство банков и МФО используют IP-телефонию. Какую информацию о номере он может вам дать? Он будет утверждать, что номер абонентский и принадлежит банку.

Хорошо.

Попросите его назвать номер договора, заключённого между кредитором (или его агентом) и оператором связи на оказание услуг телефонной связи. И скажите, что будете ждать, пока не проверите эту информацию. С высокой вероятностью вам предложат позвонить на официальный номер банка 8-800…, чтобы «там всё подтвердили». Ответьте, что до получения подтверждения разговор продолжать не будете.

Кстати, я проверял этот метод несколько раз. Мне ни разу не подтвердили принадлежность номера банку. Они не отрицали этот факт, но рядовые операторы на горячих линиях, как правило, не владеют такой информацией. При использовании IP-телефонии номеров могут быть сотни, и вряд ли оператор кол-центра знает детали по каждому из них.

Это первый веский повод прекратить разговор с «взыскателем» и подготовить жалобу в контролирующие органы. Если сотрудник (а является ли он сотрудником?) не может подтвердить принадлежность номера банку, это прямое нарушение пункта 9 статьи 7 Федерального закона №230-ФЗ.

Если же чудо случилось и вам предоставили полную информацию — отлично! Вы получили данные для возможной жалобы, а сотрудник банка получил первый сигнал, что перед ним не запуганный и беспомощный должник, а юридически подкованный человек, готовый жёстко пресекать любые попытки нарушить его права.

Продолжим в следующей статье...