Изменения в Законе о защите прав потребителей: новые правила для банков, агрегаторов и бизнеса с 1 марта 2022 года

Правительственный законопроект №1184356-7, принятый в первом чтении две недели назад, вносит существенные поправки в статью 16 Закона «О защите прав потребителей». Эти изменения, которые планируется ввести в действие с 1 марта 2022 года, касаются недействительности условий договоров, ущемляющих права потребителей. Нововведения затронут не только розничные магазины и сервисные компании, но и такие ключевые игроки, как банки (в сфере потребительского кредитования) и интернет-агрегаторы.

Ключевые изменения в законодательстве

Вот основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

Сейчас условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. Законопроект ужесточает эту формулировку, предлагая считать такие условия «недопустимыми и ничтожными» с момента их включения в договор.

Также кардинально меняется подход к возмещению убытков. Если раньше для их взыскания требовалось, чтобы договор уже исполнялся, то теперь достаточно самого факта его заключения с ущемляющими условиями. Это означает, что потребитель, подписав, например, кредитный договор, может сразу обратиться к юристу для его проверки. Если эксперт выявит нарушения, все расходы на юридические услуги должен будет возместить банк. Эта норма в равной степени применяется и к владельцам агрегаторов, которые теперь прямо указаны в статье закона.

Еще одно важное нововведение — запрет на отказ в заключении договора, если потребитель не желает предоставлять свои персональные данные. За нарушение этого запрета для должностных лиц предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Расширенный перечень ничтожных условий договора

Законопроект устанавливает открытый, но весьма подробный список условий, которые будут считаться недопустимыми. Многие из них уже признавались таковыми судебной практикой, но теперь они получат прямое законодательное закрепление.

1. Односторонний отказ или изменение условий. Запрещаются условия, дающие продавцу право в одностороннем порядке менять предмет, цену, срок договора или отказываться от его исполнения, если это не разрешено законом. Примеры из практики: повышение банком процентной ставки при отказе от страховки или право клуба отказать в посещении без объяснения причин.

2. Ограничение выбора подсудности. Нельзя ограничивать право потребителя выбирать суд для разрешения спора, например, устанавливая, что все споры рассматриваются только по месту нахождения продавца.

3. Штрафные санкции, препятствующие реализации прав. Запрещены условия, которые устанавливают для потребителя штрафы или иные препятствия для свободного использования своих прав, например, санкции за отказ от услуг исполнителя или невозврат предоплаты при расторжении договора по инициативе потребителя.

4. Ограничение ответственности продавца. Недействительны условия, которые снимают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.

5. Навязывание дополнительных товаров или услуг. К ничтожным относятся условия, которые делают покупку одних товаров обязательной для приобретения других, а также условия об оказании платных дополнительных услуг без согласия потребителя.

6. Ограничение способов оплаты. Продавец не может ограничивать потребителя в выборе формы и способа оплаты товаров или услуг.

7. Неправомерные основания расторжения договора. Запрещено включать в договор собственные основания для досрочного расторжения, не установленные законом.

8. Уменьшение размера законной неустойки. Нельзя снижать договором размер неустойки, предусмотренной законом за нарушение обязательств.

9. Ограничение прав при продаже некачественного товара. Продавец не вправе исключать договором какие-либо из вариантов, предоставленных законом потребителю при обнаружении недостатков (замена, уменьшение цены, возврат и т.д.).

10. Навязывание досудебного порядка. Установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров, если он не предусмотрен законом.

11. Смещение бремени доказывания. Нельзя перекладывать на потребителя обязанность доказывать обстоятельства, бремя доказательств которых по закону лежит на продавце.

12. Ограничение способов защиты прав. Запрещены условия, которые ограничивают потребителя в выборе средств и способов защиты своих прав, например, запрет на обращение в государственные органы или условие о невозвратности подарочных карт.

13. Иные противоречащие закону условия. Перечень остается открытым, что позволяет признавать ничтожными любые условия, нарушающие законодательство РФ или международные договоры.

Выводы и рекомендации

Закрепление этих правил на законодательном уровне предоставит судам четкие ориентиры при рассмотрении потребительских споров. Всем компаниям, работающим с физическими лицами, — банкам, розничным сетям, автосалонам, интернет-агрегаторам и интернет-магазинам — настоятельно рекомендуется провести аудит своих типовых договоров и правил на предмет соответствия новым требованиям до вступления закона в силу.

***

Ярослав Кошелев,
Управляющий партнер M5 Law Firm,
к.ю.н., Арбитр МКАС при ТПП РФ,
ведущий телеграм-сайта Закономика.

#закон о защите прав потребителей #банки #потребительский кредит #потребительские кредиты #агрегатор #автосалоны #интернет-магазин #судебная практика #ЗПП #право

Обратите внимание: Банковской тайне конец: налоговики получили доступ к копиям паспортов и доверенностей. Как это отразится на простых гражданах.

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Важная информация для всех потребителей, банков, агрегаторов!.