Первое впечатление может быть обманчивым. В банковской сфере за вежливыми улыбками сотрудников иногда скрывается принципиально разный подход к клиенту. Личный опыт обращения в один из банков с государственным участием оказался показательным: долгое обслуживание и комментарий сотрудника «не сравнивайте нас с частными банками, у нас всё строго по закону» заставили задуматься. А действительно ли существует юридическое разделение на государственные и коммерческие банки, и в чём заключаются их ключевые отличия?
Что говорит закон?
Деятельность всех финансовых учреждений в России регулируется единым Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». В нём чётко прописаны типы кредитных организаций, но разделения на «государственные» и «негосударственные» вы там не найдёте. Закон оперирует другими категориями:
Кредитная организация — это юридическое лицо, работающее для извлечения прибыли на основании лицензии ЦБ РФ и имеющее право проводить банковские операции. Создаётся в форме хозяйственного общества на основе любой формы собственности.
Банк — кредитная организация с исключительным правом на комплекс операций: привлечение вкладов, размещение средств, открытие и ведение счетов.
Банк с универсальной или базовой лицензией — различаются объёмом разрешённых операций.
Небанковская кредитная организация (НКО) — имеет право на ограниченный набор операций (например, переводы без открытия счетов).
Иностранный банк — банк, зарегистрированный по законодательству другой страны.
Таким образом, с юридической точки зрения все банки, будь то Сбер или Альфа-Банк, работают в одном правовом поле. Прямых законодательных привилегий у банков с госучастием нет.
Государственные vs. Частные: в чём реальная разница?
На практике мы знаем банки с госучастием (Сбер, ВТБ, Россельхозбанк, Почта Банк) и частные коммерческие банки (Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Авангард и др.). Основное различие кроется не в законе, а в экономической модели и восприятии.
1. Надёжность и поддержка. Бытует мнение, что государственные банки надёжнее, так как их в кризис поддержит бюджет. Однако статистика отзывов лицензий за последние годы показывает, что проблемы возникают в основном у небольших банков с низким капиталом (менее 1 млрд рублей), которые показывают убытки. Крупные частные банки с капиталом в сотни миллиардов (как те же Альфа-Банк или Райффайзенбанк) демонстрируют устойчивость.
2. Формы государственной помощи. Помощь государства действительно бывает разной. Таким банкам, как «Открытие» или БИН Банк, оказывалась прямая финансовая поддержка (санация). Для же банков с госучастием (Сбер, ВТБ) поддержка носит иной характер: через них проходят счета крупных государственных корпораций и бюджетных организаций. Это обеспечивает им стабильный и огромный объём низковолатильных средств, которые можно размещать для получения дохода. Это их ключевое конкурентное преимущество, не прописанное в законах, но вытекающее из их статуса.
Миф о бюрократии
Часто можно услышать от сотрудников госбанков оправдание медлительности фразами вроде: «Мы государственные, у нас всё дольше, мы тщательнее проверяем». С точки зрения закона это не более чем отговорка. Все банки обязаны соблюдать одни и те же нормативы ЦБ (например, 115-ФЗ по противодействию отмыванию доходов). Долгие сроки рассмотрения заявок — это чаще следствие внутренней бюрократии и корпоративной культуры конкретного учреждения, а не особого «государственного» регламента.
Примечание: данный материал не является оценкой конкретных банков, а лишь анализом системных различий. Цель — развеять популярные мифы и дать читателям понимание, на что обращать внимание при выборе банка.
Материал подготовлен на основе личного опыта и анализа открытых данных.
Если информация была полезной, поддержите автора подпиской или лайком.