Ранее мы пообещали раскрыть главный профессиональный секрет, который позволяет бухгалтерам уверенно ориентироваться в финансовых потоках компании. Что же это за инструмент, дающий четкую картину?
Вопросы, на которые есть ответ
Благодаря этому методу бухгалтер всегда точно знает:
- состояние денежных средств по всем счетам,
- размеры дебиторской и кредиторской задолженности,
- сумму начисленных и уплаченных налогов,
- номенклатуру и количество товарных остатков на складе,
- рентабельность каждого бизнес-направления.
Возникает закономерный вопрос: почему при использовании даже продвинутых навыков работы в Excel самостоятельный учет превращается в хаос? Кажется, все логично: создаются отдельные таблицы для доходов, расходов, движения товаров, банковских операций и расчета заработной платы. Цифры вроде бы сходятся, но постоянное чувство сомнения не покидает. А не ошибся ли я в формуле? Не упустил ли какую-то операцию? Почему данные по выручке не соответствуют кассовым отчетам? Поиск ошибок отнимает львиную долю времени, а уверенности не прибавляет.
В чем же принципиальное отличие? Почему бухгалтер оперирует цифрами с абсолютной уверенностью, а предприниматель или менеджер вынужден бесконечно их перепроверять?
Разгадка: древний и надежный принцип
Приготовьтесь узнать главный секрет профессионального учета. И это... двойная запись!
Да, именно принцип двойной записи лежит в основе всей бухгалтерии. Это не современное изобретение. Его истоки прослеживаются еще в системе учета древних инков. Независимо от них, в XI-XII веках этот метод был разработан в Корее в эпоху династии Корё.
В Европе метод получил официальное признание и широкое распространение к концу XV века. Системное описание его принципов связано с именем Луки Пачоли – итальянского монаха и математика, чей труд заложил основы современной бухгалтерии.
Как видите, метод двойной записи имеет многовековую и успешную историю применения, что позволило ему войти в список величайших изобретений человечества. И самое приятное – освоить его основы может каждый! Это гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Суть метода: ничего не теряется
В чем суть метода двойной записи.
Ключевой принцип: каждая хозяйственная операция отражается в учете дважды, затрагивая два взаимосвязанных счета. Ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. Любое действие имеет источник и назначение.
Например, при поступлении товара на склад необходимо одновременно зафиксировать: что поступило (товары) и откуда (от поставщика, как возврат от покупателя и т.д.).
Другой пример: оплата с расчетного счета. Указывается не только факт списания денег, но и получатель средств (поставщик, бюджет, сотрудник).
Для удобства и унификации все объекты учета (деньги, товары, обязательства) закодированы специальными номерами – бухгалтерскими счетами. Так, расчеты с поставщиками – это счет 60, расчеты по зарплате – счет 70, наличные в кассе – счет 50, а деньги на расчетном счете – счет 51. Знание этой «азбуки» позволяет профессионалам безошибочно читать и составлять проводки.
Дебет и кредит: язык бухгалтерии
Итак, каждую операцию отражаем дважды – т.е. двойной записью. Это запись по дебету одного счета и кредиту другого. Дебет (сокращенно «Дт») традиционно указывается слева, а кредит («Кт») – справа. Эта запись и называется бухгалтерской проводкой.
После регистрации всех операций за период суммы по каждому счету суммируются отдельно по дебету и кредиту. На основе этих данных формируется бухгалтерский баланс – финансовый «снимок» компании на конкретную дату. Баланс – это воплощение фундаментального закона сохранения в бизнесе. Вспомните знаменитый принцип: «Ничто не возникает из ничего и не исчезает в никуда». В экономике это звучит так: если активы компании увеличились в одной части, значит, в другой части они уменьшились или выросли обязательства.
Проанализировав такую таблицу (оборотно-сальдовую ведомость), можно сделать четкие выводы о финансовом состоянии. Например, мы видим, что на счетах и в кассе компании находится 920 000 рублей, товарные запасы оцениваются в 200 000 рублей. При этом перед поставщиками есть задолженность в 140 000 рублей, перед покупателями существуют обязательства по отгрузке товара на 500 000 рублей, а персоналу необходимо выплатить зарплату в размере 60 000 рублей.
Остались ли вопросы по основам двойной записи? Какие аспекты вы хотели бы разобрать более подробно? Ждем ваши комментарии и предложения. Во второй части статьи мы подробно поговорим о том, как на основе этих данных строится аналитика для принятия управленческих решений.
#бухгалтерия #бухгалтерская отчетность #финансоваяграмотность #деньги #отчетность #дебет #кредит #начисления #предприниматель #мсп
Больше полезных материалов по финансам и банковской сфере вы найдете здесь: Банки.
Источник статьи: Секретное оружие бухгалтера.