Дистанционное образование: трансформация личности в цифровую эпоху

Изучение английского по видеосвязи, прослушивание лекций гарвардского профессора из Челябинска, коллективное решение задач в онлайн-чатах… Еще недавно это казалось фантастикой. Цифровые технологии кардинально меняют не только образовательные процессы, но и формируют новую психологию обучающихся. Психолог Денис Макархин анализирует, как дистанционное обучение формирует личность будущего.

Образовательная сфера активно мигрирует из аудиторий в виртуальное пространство. Этот переход затрагивает не только краткосрочные курсы, но и фундаментальное университетское образование, предлагая альтернативу традиционным форматам.

Стоит ли сохранять классические подходы, или будущее за цифровыми решениями? Давайте объективно рассмотрим сильные и слабые стороны каждой из форм обучения.

Плюсы и минусы онлайн-обучения

С точки зрения усвоения информации и развития когнитивных способностей дистанционное образование демонстрирует высокую эффективность. Кроме того, оно стирает географические границы, позволяя получать знания в лучших мировых университетах, не выезжая за пределы своего города.

«Это открывает беспрецедентные возможности для выбора образовательного контента. Не нужно ожидать, когда профессор из Гарварда посетит региональный вуз — его лекции уже доступны онлайн. Ведущие университеты мира активно развивают платформенные образовательные решения», — отмечает эксперт.

Однако переход на дистанционный формат требует взвешенного подхода. Как и любая инновация, он имеет двусторонний характер.

Ключевые преимущества цифрового обучения

Идеально, когда учебное заведение поддерживает систему прокторинга: вы можете изучать теорию у ведущего специалиста из другого вуза, дистанционно сдать экзамен и получить зачет в своем институте. Возможность выбирать оптимальную подачу материала — первое существенное преимущество.

Второй важный аспект — профессиональное сообщество. «Мы не просто слушаем лекции, но и взаимодействуем в специализированных чатах. Тьюторы помогают разбираться с материалами, а общение с коллегами из разных стран создает атмосферу открытости. В традиционной аудитории психологи или программисты из одного города невольно становятся конкурентами, тогда как онлайн-формат превращает их в партнеров по обмену опытом», — поясняет Денис Макархин.

Третье, стратегическое преимущество — формирование цифровых компетенций. Например, психологи все чаще консультируют через Zoom, и онлайн-обучение заранее готовит их к этой реальности.

Отдельный аспект, который можно рассматривать и как преимущество, и как вызов — требование к самоорганизации. Очное обучение дисциплинирует расписанием, тогда как онлайн-формат требует внутренней мотивации.

«Вы формируете привычку регулярно выполнять задания. Это развивает точность, любознательность, ответственность и силу воли — четыре столпа успеха современного человека. Без такой привычки сложно заставить себя систематически заниматься», — объясняет психолог.

В цифровой среде проще отказаться от сложной задачи. Ключевой навык — выработать устойчивую учебную привычку, проявлять терпение и активно пользоваться поддержкой тьюторов.

Эмоциональный интеллект в цифровой среде

Многие студенты отмечают дефицит эмоциональной связи в онлайн-формате. Атмосфера физической аудитории часто мотивирует сама по себе. Однако степень эмоционального вовлечения зависит от типа дистанционного курса.

«Существует три основных формата, — объясняет инженерный психолог. — Первый: индивидуальные занятия по видеосвязи. Преподаватель и студент взаимодействуют в реальном времени, видят эмоции, жесты, слышат интонации. Это наиболее эффективный подход.

Второй формат — слайдовые курсы. Материал представлен в виде презентаций, иногда с голосовым сопровождением. Часто такие курсы носят общий характер и не учитывают специфику аудитории.

Третий тип — массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Это видеолекции и автоматизированные тесты.

Обратите внимание: Война с собой. День 14. Нет воли - нет человека.

Такой формат доступен крупным образовательным центрам. Обычно лекции записывают charismatic speakers, создавая качественный контент».

Только первый вариант обеспечивает полноценный эмоциональный обмен. Иногда этот пробел компенсируют одногруппники или тьютор. Но стоит вопрос: что важнее — эмоциональная составляющая или непосредственно знания?

Эмоциональную поддержку можно найти в других сферах жизни. Или же цифровизация делает нас менее человечными? Как онлайн-обучение влияет на психику?

Читайте также: Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»

Цифровая идентичность нового поколения

Бизнес-коммуникации все активнее переходят в онлайн. Мы реже звоним, предпочитая текстовые и голосовые сообщения.

«Онлайн-обучение формирует компетенции, необходимые для адаптации в современной цифровой среде.

Человек будущего будет мультикоммуникабельным.

С одной стороны, существует риск чрезмерной виртуализации, когда человеку становится лень выходить в реальный мир, встречаться с друзьями, общаться лицом к лицу. Даже базовые потребности сегодня удовлетворяются через интернет.

С другой стороны, есть противоположная крайность — полное отрицание цифровых технологий.

Необходим баланс. Мы должны интегрироваться в мировую экономику, учиться дистанционно, консультировать и получать консультации онлайн», — утверждает Денис Макархин.

Технологический прогресс создает новые условия существования. Мы либо адаптируемся к ним, либо остаемся на периферии. Поколение Z уже активно живет в виртуальной реальности. Мы можем воспитывать детей через соцсети, делиться полезными материалами, что порой эффективнее традиционных наставлений.

Человек будущего понимает логику цифрового мира, формирует новые паттерны восприятия информации, эффективно взаимодействует с технологиями. Цифровая среда пронизывает все сферы: общение, государственные услуги, финансовые операции.

«Мы активно формируем цифровой ДНК — совокупность персональных данных и поведенческих паттернов в сети: покупки, поисковые запросы, клики. С одной стороны, это помогает лучше понимать себя. С другой — создает риски манипуляций со стороны корпораций. К этой реальности нужно быть готовыми».

Четыре силы цифровой личности

Чем лучше мы владеем цифровой грамотностью, тем надежнее защищаем свою безопасность.

«Существует гипотеза о четырех личных силах: точность, воля, любознательность и ответственность. Цифровая коммуникация развивает эти качества. Воля позволяет ежедневно учиться и действовать. Ответственность проявляется в своевременном выполнении заданий. Точность включает ясность формулировок в онлайн-общении. Любознательность мотивирует к постоянному развитию.

Эти качества, сформированные в цифровой среде, успешно транслируются в реальную жизнь и профессиональную деятельность.

Об эксперте

Денис Макархин — инженерный психолог, профконсультант, бизнес-тренер, тьютор Московской бизнес-школы.

Читайте также на нашем сайте:

Почему нас раздражает вопрос «Вам что-то подсказать?»

Не забудь подписаться на наш канал!

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего?.