Зачем описывать бизнес-процессы и как это делать правильно

Любая компания, независимо от размера, представляет собой совокупность множества бизнес-процессов (БП). Это могут быть как краткосрочные операции, так и масштабные, многоэтапные процедуры.

Например:
◻️процесс совершения холодных звонков
◻️работа с CRM-системой
◻️процедура найма новых сотрудников
◻️и многие другие
В каждом бизнесе таких процессов насчитываются десятки.

Руководители и сотрудники по-разному управляют этим знанием: кто-то полагается на память, кто-то делает пометки на бумаге 📝, а кто-то использует специализированные программные сервисы.

Однако важно понимать физиологические ограничения нашего мозга. Согласно исследованиям, оперативная память человека способна одновременно удерживать и эффективно использовать лишь 7±2 блока информации.

У кого-то этот предел составляет 5 элементов, у кого-то достигает 9, но не более.

Это означает, что если бизнес-процесс состоит из 5-9 шагов, его ещё можно удерживать в голове. Если же этапов больше, часть из них неизбежно будет упущена или забыта.

Когда в компании десятки таких процессов, удержать их все в памяти становится физически невозможно.

В результате проекты выполняются несистемно, с ошибками, а владелец бизнеса оказывается «привязан» к операционке, не имея возможности отойти от дел.

Ситуация неприятная, но решаемая. Вопрос в том, как правильно описать эти процессы?

Практическое руководство: как описать бизнес-процесс


Начните с одной конкретной ситуации. Возьмем, к примеру, обработку входящей заявки с сайта.

Обратите внимание: Как разработать и использовать бизнес-план.

Действуйте в три этапа:

1. Создание User Story (Пользовательской истории).

Сначала просто расскажите своими словами, что должно происходить при поступлении заявки, и в каком порядке. Опишите все шаги, нюансы, возможные исключения и варианты действий в разных ситуациях. Не рисуйте, просто сформулируйте текст. Можно даже надиктовать это на диктофон для простоты.

2. Перевод рассказа в блок-схему.

На основе вашего рассказа создайте визуальную блок-схему. Для простых процессов подойдет лист бумаги, для более сложных — специализированные сервисы (Miro, Microsoft Visio, Google Drawings, Lucidchart).

После создания сверьтесь: все ли детали из вашего рассказа нашли отражение в схеме? Учитывает ли получившийся алгоритм все возможные сценарии?

3. Практическое тестирование.

Отработайте входящую заявку, строго следуя созданной схеме. Фиксируйте все возникающие сбои, нестыковки и неточности. Затем, через доработку пользовательской истории, внесите необходимые исправления в блок-схему.

Когда процесс начинает стабильно давать ожидаемый результат, его можно считать протестированным и готовым к делегированию сотруднику.

Эта методика используется для описания процессов в крупнейших компаниях мира и доказала свою эффективность.

Начните с проработки ключевых, самых важных для бизнеса процессов, а затем постепенно опишите все остальные.

Для тех, кто хочет углубиться в тему, рекомендовано изучить стандарты визуального моделирования UML и BPMN.

Итогом системной работы по описанию БП станет возможность их эффективного делегирования, что позволит вам выйти из операционной рутины и сосредоточиться на стратегическом развитии бизнеса.

Попробуйте начать с одного процесса — это проще, чем кажется.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Зачем описывать бизнес-процессы?.