Студенческий стартап Powerplace разработал первую российскую быструю зарядку для электромобилей

Может ли студенческая инициатива привлечь внимание крупного промышленного бизнеса и получить серьезное финансирование? Конкурс студенческих стартапов EnergyHUB — startup competition в Санкт-Петербурге доказал, что это реально. История победителей демонстрирует, какие технологические решения в энергетике сегодня вызывают наибольший интерес у инвесторов и корпораций.

Глава стартапа Powerplace Алексей Крыжановский

Энергетические стартапы: высокие технологии и большие перспективы

Проекты в сфере энергетики, такие как Powerplace, относятся к категории DeepTech или «глубоких технологий». Их основа — фундаментальные научные исследования и сложные инженерные решения. Главная особенность таких стартапов — высокая инновационность, но и значительные трудности с коммерциализацией, так как внедрение требует много времени и ресурсов. Однако растущие инвестиции показывают, что потенциал этих проектов перевешивает риски. Например, в Европе за последнее десятилетие вложения в DeepTech выросли в 15 раз, достигнув в 2020 году почти 10 миллиардов евро, что составило четверть всего венчурного капитала региона.

В России этот тренд также набирает силу, во многом благодаря поддержке государства и крупных корпораций. Традиционные сектора, такие как нефтегазовый, активно ищут технологические решения для повышения эффективности, например, для увеличения нефтеотдачи или снижения стоимости бурения.

«Ключевая задача — выявлять не только популярные, «хайповые» направления, но и перспективные ниши, которые станут драйверами роста через несколько лет», — комментирует Татьяна Морозова, генеральный директор венчурного фонда «Новая индустрия». — «Среди таких технологий эксперты выделяют «зеленый» водород, транспорт на топливных элементах, решения для снижения углеродного следа и экологичные альтернативы пластику».

Особое внимание инвесторов и молодых предпринимателей привлекает «зеленая» повестка, включающая возобновляемую энергетику и экологичный транспорт. Именно в этой сфере и развивается проект-победитель Powerplace.

Инновационная разработка: российский модуль для быстрой зарядки

Команда Powerplace создала первый в России интеллектуальный силовой модуль — ключевой компонент станций быстрой зарядки для электромобилей, а также специальное программное обеспечение для его управления. Эта технология меняет сам принцип зарядки. Обычные (медленные) станции просто подают ток на бортовое зарядное устройство автомобиля, мощность которого ограничена из-за требований к весу и габаритам. Быстрые же станции работают напрямую с аккумулятором, в обход бортового устройства, самостоятельно анализируя состояние батареи — ее мощность, температуру и другие параметры.

Сегодня аналогичные модули в основном производятся в Китае.

Обратите внимание: Что вам нужно знать в первую очередь для успеха вашей будущей онлайн-школы?.

Их существенный недостаток — низкая ремонтопригодность, так как производители не раскрывают алгоритмы работы и устройство.

«Наши модули, напротив, легко ремонтировать, и они будут поставляться с гарантией, — объясняет Алексей Крыжановский. — Но главное наше конкурентное преимущество — это собственное программное обеспечение. Оно позволяет использовать модули не только в зарядных станциях, но и в качестве ключевого элемента интеллектуальных энергосетей (smart-grid), где необходимы управляемые аккумуляторные накопители энергии».

Интеллектуальный силовой модуль Powerplace

Разработка Powerplace способна зарядить аккумулятор мощностью 40 кВт менее чем за час, в то время как обычной станции для этого потребовалось бы 6-8 часов. Сейчас команда тестирует в лаборатории модуль мощностью 15 кВт и ведет разработку более мощных версий на 30 и 50 кВт, одновременно адаптируя продукт под международные стандарты. Основными потенциальными клиентами стартапа видятся владельцы сетей зарядных станций, для которых силовые модули являются расходным материалом, часто выходящим из строя.

Формула успеха: инженерный талант и понимание рынка

По мнению экспертов, победа Powerplace в конкурсе обусловлена сильной инженерной базой проекта. «В отличие от IT-стартапов, которые часто можно запустить с минимальными вложениями, энергетические проекты требуют глубокой проработки как программной, так и аппаратной части, что усложняет и удлиняет этап запуска», — отмечает Татьяна Морозова.

Часто у таких технически сильных команд есть и слабое место — недостаточное внимание к бизнес-составляющей: анализу рынка, поиску клиентов и маркетингу. «Вначале мы полностью погрузились в техническую задачу: сможем ли мы вообще собрать работающий модуль? — вспоминает Алексей Крыжановский. — Убедившись в успехе, мы стали думать о коммерциализации и потребностях рынка, начали участвовать в акселерационных программах».

На старте пути проект нередко сталкивался со скептицизмом. «На одной из первых акселераций ментор по маркетингу спросил меня: «А ты видишь на улицах электромобили?» Тогда в Петербурге их было около двухсот», — делится воспоминаниями Крыжановский.

Однако рынок стремительно меняется. По итогам 2020 года продажи новых электромобилей в России выросли на 95% по сравнению с предыдущим годом, а вместе с ними развивается и сопутствующая инфраструктура, открывая новые возможности для технологических стартапов.

Интересно? Читайте продолжение о победителях конкурса EnergyHUB — startup competition и их разработках в следующей статье!

Уникальные разработки нефтяных компаний в ответ на санкцииЧем занимается цифровой помощник геолога?Почему строить нефтяные скважины стало проще

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Студенты создали первую российскую быструю зарядку для электрокаров.