Полный обзор продуктов переработки автомобильных шин: от крошки до пиролиза

Эта статья завершает цикл материалов об автомобильных шинах, подробно рассматривая, что получается в результате их утилизации.

Продукты механической переработки

Механический способ утилизации изношенных шин, направленный в первую очередь на получение резиновой крошки, также дает несколько побочных материалов, ценность которых сильно различается.

Дробленый текстиль (тканекорд)

  • В процессе измельчения образуется текстильное волокно, которое может быть в виде полураспущенных нитей или смеси с частицами резины и пыли. К сожалению, этот материал сложно назвать полноценным продуктом из-за отсутствия стабильного спроса. В качестве утеплителя или шумоизоляции он значительно уступает минеральной вате, поскольку тканекорд горюч, способен впитывать влагу и может выделять токсичные вещества. Часто его проблематично даже бесплатно утилизировать. Накопление больших объемов такого волокна опасно из-за риска самовозгорания, которое трудно потушить. По сути, это отход переработки, требующий особого обращения.

Металлический корд

  • Скомканная тонкая проволока: Этот вид металла, извлеченный из шин, часто содержит примеси резины и текстиля. Из-за этого многие пункты приема металлолома отказываются его брать, так как при переплавке такие включения горят. Теоретически, эту сталь можно использовать в качестве добавки для армирования бетонных конструкций.
  • Толстая бортовая проволока: Высоколегированная сталь, которая извлекается специальным оборудованием из жестких бортовых колец покрышки. Этот материал ценится выше обычного черного лома и является качественным сырьем для металлургии.

Продукты пиролиза (термического разложения)

Пиролиз — это нагрев шин без доступа кислорода, в результате которого сырье разлагается на несколько ценных компонентов.

Технический углерод

  • Полученный порошок может подвергаться дополнительной очистке от серы (например, методом флотации) или продаваться как есть. Сферы его применения разнообразны: производство красок, восстановление протектора шин, очистка сточных вод, создание модификаторов для асфальта, а также повторное использование в шинной и автомобильной промышленности.

Металл

  • После пиролиза остается чистый металлокорд, который представляет собой высококачественный скрап, готовый к прямой переработке в металлургии.

Пиролизная жидкость (синтетическое масло)

  • Жидкий продукт с температурой кипения около 75°C, содержанием серы менее 1% и высокой теплотой сгорания (~39 МДж/кг).

    Обратите внимание: Экозавод по переработке пластика в уличную мебель.

    Ее можно использовать как сырье на нефтеперерабатывающих заводах для получения бензина, дизельного топлива и мазута, а также напрямую в качестве печного топлива.

Пиролизный газ

  • Газообразная смесь, состоящая из алканов (до 40%), алкенов (20-25%), водорода (15-20%), азота (до 20%) и оксидов углерода (≤12%). Основное применение — использование для нагрева самого пиролизного оборудования или в других технологических процессах, требующих тепла. Газ также можно очищать, сжимать и реализовывать в баллонах.

Продукты переработки, особенно технический углерод, открывают большие перспективы. Его глубокая переработка в активированный уголь экономически выгодна из-за высокой рыночной стоимости последнего. Кроме того, технический углерод с высоким содержанием чистого углерода может служить основой для углерод-углеродных материалов (УУМ) — нового класса пористых композитов, сочетающих свойства графита и активных углей. Такие материалы, аналогичные «Карбостилу», применяются в производстве высококачественных сталей.

Восстановление шин как альтернатива переработке

Одним из ключевых направлений вторичного использования шин является их восстановление (наварка нового протектора). Этот многоэтапный процесс позволяет значительно продлить жизнь покрышки, хотя и не возвращает ей первоначальную прочность.

  1. Дефектовка: Тщательный осмотр шины на предмет повреждений.
  2. Шерохование: Удаление остатков старого изношенного протектора.
  3. Ремонт каркаса: Устранение проколов, порезов и других повреждений, включая армирование сквозных дефектов.
  4. Грунтовка: Нанесение слоя сырой резины на подготовленную поверхность и ее сушка.
  5. Наложение ленты: Покрытие каркаса лентой из сырой резиновой смеси.
  6. Нанесение протектора: Установка нового протекторного слоя.
  7. Вулканизация: Процесс «сшивания» резины в автоклаве при заданных температуре и давлении.
  8. Финальный контроль: Проверка восстановленной шины после остывания на наличие дефектов.

Итоги и перспективы

  • Переработка изношенных шин имеет огромное экономическое значение, помогая экономить природные ресурсы, стоимость которых постоянно растет.
  • Шины — это источник не только резины, но и ценных армирующих материалов (металл, текстиль), что делает их утилизацию комплексной.
  • Ликвидация свалок старых шин освобождает значительные земельные площади.

Для успешного развития отрасли в России необходим комплекс мер: создание четкой системы учета, сбора и хранения шин, а также принятие законодательных актов на федеральном и региональном уровнях, которые будут стимулировать восстановительный ремонт и переработку.

Подписывайтесь на канал, делитесь мнением в комментариях (это помогает делать контент лучше) и ставьте лайки! Вас ждет еще много интересных тем. 😊

Смотрите также:

Опасность автомобильных шин для экологии - https://zen.yandex.ru/media/id/6045e73837d4550ad5d320f6/chem-opasny-avtomobilnye-shiny-60467b659e9a5735c1d605a5

Способы переработки шин - https://zen.yandex.ru/media/id/6045e73837d4550ad5d320f6/kak-mojno-pererabotat-iznoshenye-shiny-6048d3f2b101ae42d6732aef

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Продукты переработке шин.