На фоне напряжённой международной обстановки, связанной с Украиной и действиями США, внутренние российские события могут ускользать из поля зрения. Однако в правительстве был принят один внутренний документ, который, на мой взгляд, имеет принципиальное значение для понимания меняющихся подходов к управлению.
Психология чиновника: бюджет как главный двигатель
Современный российский чиновничий аппарат, как правило, активизируется только при наличии финансового потока — бюджета. Этот бюджет может быть государственным (тогда речь идёт о его «освоении»), либо внешним (что часто связано с коррупционными схемами). Без такого стимула заставить чиновника добросовестно выполнять свои прямые обязанности крайне сложно — для этого требуются особые меры давления. Такими «палками» могут быть шантаж, угроза разоблачения перед руководством, настойчивые законные требования или жалобы в контролирующие органы. Без подобного внешнего воздействия чиновник в большинстве случаев предпочитает бездействовать.
Новые правила от премьера: суть документа
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, уточняющий параметры работы своих заместителей, курирующих федеральные округа. Среди различных положений особого внимания заслуживают установленные критерии оценки эффективности их работы. Эти критерии таковы:
- Рост реальных доходов граждан;
- Объём выпуска товаров и услуг в регионе;
- Динамика создания новых рабочих мест;
- Привлечение внебюджетных инвестиций.
Почему эти критерии — антикоррупционный механизм
Ключевой момент в том, что перечисленные показатели крайне неудобны для личного обогащения чиновников. Повышение уровня жизни населения требует от них реальной работы, а не «распила» средств, поскольку коррупционные схемы, наоборот, этот уровень снижают. Стимулирование производства товаров и услуг связано с привлечением инвестиций и развитием кредитования, что также не сулит чиновникам быстрой личной выгоды. Конечно, остаётся возможность создавать искусственные препятствия для бизнеса с целью получения взяток, но ухудшение официальных показателей по новым критериям сразу привлечёт внимание контролирующих и силовых структур.
Создание рабочих мест и привлечение внебюджетных инвестиций — это задачи, которые можно решить только через кропотливую работу по развитию экономики региона. Особенно это сложно в условиях жёсткой денежно-кредитной политики. Как видно, ни один из критериев не даёт чиновнику простой возможности что-либо «заработать» на их исполнении.
Новая система стимулов и угроз
Безусловно, чиновники могут попытаться работать по-старому, сосредоточившись на распределении бюджетных средств. Однако это не устроит вице-премьеров, курирующих округа, поскольку у них есть собственная конкуренция и ответственность за результаты. Региональные чиновники не могут на эту конкуренцию повлиять, а вот получить серьёзные неприятности от московского руководства — вполне. Фактически вице-премьеров превратили в тот самый «жупел» или внешний контролёр, которым в советское время были обкомы и ЦК КПСС.
Сопротивляться этой системе бессмысленно — кураторам из центра не нужны детали региональных игр, им важны конкретные цифры. Эти показатели, конечно, можно попытаться сфальсифицировать, но в условиях конкуренции и внутренних противоречий всегда найдутся «доброжелатели», которые доложат о нарушениях.
Вывод: шаг к изменению системы
Таким образом, инициатива Мишустина выглядит как ещё один шаг по демонтажу либерального консенсуса 199-х годов, который во многом строился на неформальных отношениях и личной выгоде. Процесс ещё далёк от завершения, но сам факт движения в этом направлении обнадёживает.
#бизнес секреты #курс доллара #инвестор #предприятие #риск #предприниматель #пособие #управление #жилье #финансы и бизнес
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Колонка от 16 февраля 2022 года. Михаил Хазин.
