MBA-бум нулевых: исторические параллели с современной модой на Data Science

Нынешний ажиотаж вокруг обучения Data Science вызывает у меня яркие ассоциации с MBA-манией, охватившей профессиональное сообщество в начале и середине 2000-х годов. В тот период множество инженеров, программистов и рядовых менеджеров видели в получении степени Мастера Делового Администрирования (MBA) почти магический ключ к карьерному росту и финансовому успеху. Эта тенденция по своей массовости и ожиданиям участников очень похожа на современный тренд в области данных.

Высокая цена иллюзий

Некоторые наиболее целеустремленные специалисты шли на радикальные шаги, например, продавали недвижимость в столице, чтобы оплатить очное обучение по престижной зарубежной программе MBA. Они оправдывали это сложными расчетами прибылей и убытков (P&L), веря в окупаемость инвестиций. Однако, как показало время, результат — будь то очное или заочное обучение, заграничное или отечественное — часто оказывался одинаково скромным. Многие программы, особенно от ранних аналогов EdTech, предлагали лишь формальный диплом. Главным итогом для большинства становились значительные финансовые потери и потраченные впустую годы, а не заветный старт управленческой карьеры.

Рынок образования: спрос рождает предложение

Закон рынка работал безотказно: высокий спрос породил массовое предложение. Уважаемые университеты того времени устанавливали высокую цену за второе высшее образование в сфере экономики или управления с заветной пометкой «MBA» в дипломе, растягивая программу на 2-3 года. По сравнению с ними современный EdTech выглядит скромнее или, возможно, честнее в своих обещаниях. В нулевые же многие искренне верили, что количество дипломов напрямую влияет на качество карьеры.

Проблема актуальности знаний и качества преподавания

Существует системная проблема: учебные планы в высшей школе консервативны и сильно отстают от динамики реального бизнеса. К моменту выпуска студентов программа может отставать от актуальных требований рынка на 10-15 лет. Кроме того, возникает парадокс, сформулированный Бернардом Шоу: «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других». Успешные практики, как правило, слишком заняты своей основной деятельностью, чтобы преподавать, поэтому обучение часто ведут те, кто далек от реальных бизнес-побед.

Опыт успешных предпринимателей: степень как инструмент, а не цель

Анализируя опыт полутора десятков знакомых мне состоявшихся российских бизнесменов, можно заметить важную закономерность. Для построения успешного дела им хватило первого высшего образования. Их иногда ошибочно называют ретроградами, противниками MBA, объясняя это «ревностью self-made директоров». На самом деле, они просто не ставили телегу впереди лошади. Они сначала создавали бизнес, а уже потом, если возникала практическая или имиджевая необходимость, получали и степень MBA. Например, один из них прошел полноценную программу во второй половине нулевых, когда его компания вышла на стабильный режим и не требовала ежедневного тотального контроля. Другой получил заочное MBA в малоизвестном калифорнийском университете и теперь с гордостью указывает это в своей биографии для рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров».

Особый путь: карьера в бизнес-консалтинге

Существует отдельная траектория — карьера в бизнес-консалтинге, где правила иные. Это сфера с жестким отбором, высокой конкуренцией и напряженной работой. Историческим «пряником» в этой области была возможность после многих лет работы в консалтинговой компании (особенно из так называемой «Большой пятерки») перейти на хлебную позицию топ-менеджера в крупный бизнес. Еще несколько лет назад такие компании активно рассматривали консультантов как кадровый резерв. Однако до вершины этой карьерной пирамиды добирались единицы, и удержаться на ней было не менее сложной задачей.

Показательной иллюстрацией расхождения ожиданий и реальности стал случай 2005 года. Инженер, получивший второе высшее образование со степенью MBA, пришел к генеральному директору своего предприятия с прямым вопросом: как теперь изменится его должность и статус в компании? Ответ руководителя был лаконичным и по смыслу близким к слову «никак».

Фото из открытых источников.