Культурный вакуум: почему некому заменить ушедших мастеров

Скандальное пьяное выступление Димы Билана в Казахстане стало последней каплей, перечеркнувшей уважение к артисту. Его наставник из шоу «Голос» попытался оправдать непристойное поведение чрезмерной загруженностью, кризисом среднего возраста и переживаниями из-за смерти Александра Градского. Хотя некоторые медийные лица, включая Ксению Собчак, призывают понять «ночного хулигана», списывая всё на усталость, проблема лежит гораздо глубже. Реальность такова, что в России практически не осталось достойных преемников, способных продолжить дело великих артистов и музыкантов, покинувших этот мир.

Билан не оправдал возложенных на него надежд...

Сцена – это не место для жалости

Уходящий год преподнёс нам череду тяжёлых потерь, превзойдя в этом печальном отношении предыдущий. За короткий срок страна лишилась Валерия Гаркалина, Нины Руслановой и Александра Градского. Для старшего поколения это означает уход целой эпохи, ведь заменить этих звёзд попросту некому. Почему же возникает такое ощущение?

Более молодые артисты давно дискредитировали себя скандалами. Наблюдая за ними, тают последние надежды на преодоление глубокого нравственного кризиса в обществе. Нужны доказательства? Они очевидны.

Память о Валерии Гаркалине была омрачена поступком ведущей Ларисы Гузеевой. Сначала она обнародовала какую-то «страшную правду» об артисте, а затем поспешно отозвала свои слова, попутно заблокировав тех, кто пытался прояснить ситуацию, включая автора этих строк.

Гузеева удивила россиян своим отношением к памяти о Гаркалине. Фото из открытых источников

Уход Нины Руслановой оказался в тени надуманной истории о «бегстве» рэп-исполнителя Моргенштерна из России. Таблоиды уделили этому псевдособытию гораздо больше внимания, чем кончине актрисы, чьи образы стали частью культурного кода для нескольких поколений зрителей.

Подробнее об этом читайте в материале "Киноамнезии" "Неизвестная Нина Русланова: лучшие мультфильмы с участием неунывающей актрисы".

Смерть Александра Градского совпала по времени с пьяным выступлением Димы Билана, который в Казахстане побил свой же антирекорд, установленный ранее в Самаре. Артист объяснил свой срыв переживаниями за коллегу, загруженностью и кризисом сорокалетия. Вероятно, Билан осознаёт, что к этому возрасту остался в одиночестве, а сцена не может служить лекарством от душевных ран.

Сегодня многие призывают пожалеть Билана. Но почему мы должны это делать? Как бы цинично это ни звучало, сцена – не место для жалости. Градский, к примеру, работал до последнего, не жалуясь на сердце и не проливая слёз на публику. Маэстро всегда испытывал глубочайшее уважение к зрителю и никогда не позволил бы себе появиться перед ним в нетрезвом или подавленном состоянии, как бы тяжело ему ни было. В старой гвардии таких принципов придерживались многие.

Плачущий Дима Билан у многих вызвал гнев, а не жалость. Фото из открытых источников

Яркий пример профессионализма – выступление Александра Филиппенко в Костанае. На сцене он был полон энергии, шутил и пел. Но стоило ему уйти за кулисы, как он тут же превращался в измождённого человека, страдающего от чудовищной боли в спине, которую мастерски скрывал от публики.

Людмила Сенчина до последних дней пела вживую. Её «Золушка» звучала чисто и звонко. Пусть в голосе и чувствовался возраст, но он лишь добавлял благородства и глубины её отточенному годами таланту.

Оценивая выступления артистов старой школы, понимаешь, что сегодня стразы на сцене часто блестят ярче подлинных бриллиантов мастерства...

Нравственность понарошку

В этом фальшивом блеске прячутся и возрастные артисты, неожиданно начавшие рассуждать о нравственности. Их лицемерие удивляет зрителей постарше и возмущает молодёжь, которая находит в архивах нелицеприятные доказательства двойных стандартов. Подростки справедливо полагают, что на фоне, например, скандальных песен Натальи Королёвой, Моргенштерн может показаться чуть ли не образцом морали. Этот тезис сложно оспорить.

Поражает, как Маша Распутина, чей образ в 90-е был далёк от пуританства, теперь учит целомудрию.

Обратите внимание: Почему я постоянно пробую что-то необычное в жизни?.

Не отстаёт и Ирина Салтыкова, которая три десятилетия назад «отжигала по полной», а сегодня наставляет публику на путь праведный.

От таких нравоучений буквально передёргивает. Эту фальшь чувствует и молодое поколение. Поэтому оно фанатеет от Клавы Коки, а не от тех, кто мог бы перенять эстафету у Градского или Руслановой.

Даже если потенциальные преемники найдутся, в эпоху ремейков и сиюминутных трендов нести это знамя будет невероятно трудно. Индустрией развлечений правят цифры: чем больше скачиваний, тем выше доход. Поэтому в моде музыка, эксплуатирующая низменные инстинкты. Жажда лёгких денег иссушила творческое начало многих артистов, включая и тех, кто давно на сцене.

Филипп Киркоров из короля эстрады превратился в короля эпатажа. Фото из открытых источников

Аналогичная ситуация и в кино. Сегодня проще снять политически ангажированный проект, вроде «Чернобыля» с Козловским, чем глубокую и пугающую экранизацию в духе «Шинели» Ролана Быкова. Поколение, выросшее на Моргенштерне, скорее поверит Козловскому, чем сложной исторической правде, которую многие уже и не знают. В эпоху ремейков оригиналы быстро забываются, отправляясь в виртуальный «Музей поддельного искусства» из фильма «Трасса 60».

Оценивая происходящее, трудно не согласиться с критиком Сергеем Соседовым, который всё жёстче разносит бездарные выступления современных «звёзд»:

«Творчество мало кого волнует. Оно нужно для того, чтобы приносить бабло. Приносит бабло — прекрасно, убытки — плохо. Художественные качества музыкальных произведений не имеют никакого значения. Сейчас у российских исполнителей нет того качественного материала, но и звёзд нет. Звезда TikTok рэп-исполнитель Morgenstern — это не звезда мирового масштаба».

Эпоха без уважения

В мире, где правят деньги, создавать настоящее искусство невероятно сложно. Поэтому мы наблюдаем пьяные выходки Димы Билана и слёзы Ольги Бузовой. Для них творчество – лишь способ заработка. Свои состояния они сколотили на сомнительной рекламе и поддержке непопулярных решений.

Поэтому условный Билан уверен, что за хмельной срыв ему ничего не будет. Деньги продолжат течь рекой. Отсутствие уважения к профессии и зрителю породило монстра, который, разрушая высокое искусство, обогащает своих создателей. Наши культурные скрепы проржавели, а жизнь стала поверхностной.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко...Фото из открытых источников

Сегодня в обществе торжествует закон шакала Табаки – «Каждый сам за себя». Не стоит удивляться, что не находится нового Градского, способного превзойти учителя. Пока личное обогащение и бездумное потребление ценятся выше творческого поиска, мы будем оставаться в глубокой культурной яме, лишь посыпая голову пеплом ушедшей эпохи.

Мы требуем уважения, но сами его не проявляем. Сначала потребляем низкопробный контент, затем в соцсетях осуждаем равнодушие других, а после, не моргнув глазом, повторяем их ошибки. Замкнутый круг.

Именно поэтому так горько терять Гаркалина, Русланову и Градского. С ними угасает последняя надежда на иную, более осмысленную и качественную жизнь...

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

Бездарный век: стоит ли помогать талантам по-советски

Награда раздора: Лещенко, Соседов и внук Зюганова отреагировали на медаль Юркисса

#александр градский #дима билан #шоу голос #лариса гузеева #моргенштерн #попса #русские фильмы #шоу бизнес россии #филипп киркоров

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Минус Градский, Гаркалин и Русланова: почему их свято место так и останется пусто.