Новое в регулировании букмекерской деятельности
В букмекерской среде активно обсуждается новый законопроект, который может кардинально изменить правила игры. Речь идет о документе № 1055657-7, внесенном в Госдуму депутатами Игорем Станкевичем и Виктором Дерябкиным. Его ключевая идея — создание государственной публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр».
Инициатива вызвала бурную реакцию среди представителей индустрии, которые видят в этом попытку перераспределить финансовые потоки. Сегодня букмекерский бизнес работает через две саморегулируемые организации (СРО) и два центра учета приема интерактивных ставок (ЦУПИС). Новый законопроект предлагает заменить эту систему единым контролирующим органом.
За предлагаемыми изменениями, очевидно, стоят конкретные интересы. Если текущая модель была создана при участии лоббистов из самой букмекерской среды, то теперь инициатива переходит к другим игрокам, которые также хотят получить свою долю на этом рынке.
Что не так с текущей системой?
На сегодняшний день работа ЦУПИС в целом организована удовлетворительно: транзакции проводятся оперативно, проблем с платежами обычно не возникает. Однако есть вопросы к прозрачности работы ЦУПИС второй СРО (на базе QIWI банка).
Более фундаментальная проблема заключается в налогообложении. Существующая система разделения выигрышей на суммы до 15 000 рублей и выше создает возможности для оптимизации налогов. Логичным решением могло бы стать назначение ЦУПИС налоговым агентом для всех интерактивных ставок, что позволило бы государству эффективнее отслеживать и собирать налоги как с игроков, так и с букмекерских компаний.
- Подробнее о схемах минимизации налоговых выплат в букмекерской сфере мы расскажем в одном из следующих материалов. Следите за обновлениями блога.
Также имеет смысл пересмотреть подход к формированию налоговой базы — например, учитывать доходы игрока не по каждой отдельной ставке, а за определенный период (квартал или год). В этом контексте создание единого центра учета переводов выглядит разумной инициативой.
Что предлагает законопроект?
К сожалению, в текущей версии документа функция налогового агента для единого регулятора не предусмотрена. Это говорит о том, что основной мотив изменений — не совершенствование системы контроля и налогообложения, а перераспределение финансовых потоков в пользу новых бенефициаров.
Таким образом, законопроект об учреждении «Единого регулятора азартных игр» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, централизация учета могла бы повысить прозрачность отрасли. С другой — без серьезных изменений в налоговом законодательстве и четких гарантий независимости нового регулятора, эта инициатива рискует стать просто инструментом передела рынка.
Продолжение следует
