Константин Джимбинов, к.э.н.
Старший Партнер инвестиционной компании RB Partners
Лектор Московской Школы Управления Сколково
Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни участвовал в благотворительности. Это стремление сделать мир лучше — одна из ключевых черт человеческой природы. Я сам более пятнадцати лет вовлечен в различные благотворительные инициативы, что и побудило меня поделиться своими размышлениями.
Однако в обществе сложился стереотип, что благотворительность — это исключительно дело «от чистого сердца», основанное на доверии. В то время как бизнес ассоциируется с прибылью, расчетами, анализом рынка и ROI. Именно в этом противоречии, на мой взгляд, и кроется главная проблема. Многие благотворительные проекты не оцениваются с точки зрения эффективности, из-за чего они годами борются со следствиями социальных проблем, а не с их коренными причинами.
Философия эффективного альтруизма
К счастью, ситуация начинает меняться. В профессиональной среде набирает популярность концепция «эффективного альтруизма». Ее сторонники стремятся не просто помогать, а делать это максимально рационально, выбирая те направления и методы, где каждая вложенная единица ресурсов приносит наибольшую социальную отдачу.
Ключевой принцип — применять свои сильные стороны там, где они дадут максимальный эффект. Например, финансисту гораздо эффективнее помогать проекту, привлекая для него инвестиции, чем лично раздавать еду. Его профессиональный вклад может быть в тысячи раз весомее.
На Западе уже существуют организации, такие как GiveWell, которые специализируются на оценке эффективности благотворительных фондов. Они анализируют, сколько жизней спасает, сколько людей выздоравливает или улучшает качество жизни на каждый пожертвованный доллар. GiveWell оценивает проекты по четырем критериям:
· Наличие доказательств реальной пользы от деятельности.
· Соотношение затрат и достигаемого эффекта (эффективность).
· Прозрачность работы и отчетности.
· Способность организации грамотно масштабироваться при увеличении финансирования.
Социальное предпринимательство как системный подход
Логичным развитием идеи эффективного альтруизма становится социальное предпринимательство. Оно ломает старый стереотип о том, что добро должно быть бесплатным, а бизнес — только ради прибыли. Социальный предприниматель создает проект, который одновременно решает значимую проблему и генерирует доход, обеспечивая устойчивость и постоянство своей миссии.
Яркий пример — компания Genesys Works. Она обучает подростков из неблагополучных семей IT-навыкам, а затем трудоустраивает их в крупные корпорации-партнеры, которые платят за подготовленные кадры. Начав в 2002 году с десяти студентов, сегодня это прибыльный бизнес, ежегодно меняющий жизни тысяч людей при поддержке сотен компаний.
Вызовы для социальных предпринимателей
Несмотря на потенциал, подобных проектов пока немного. Две основные проблемы — нехватка квалифицированных кадров и финансирования. Они взаимосвязаны: для привлечения денег нужны профессионалы, а чтобы нанять профессионалов, нужны деньги. Многим социальным предпринимателям не хватает базовых знаний в области стратегии, маркетинга и управления финансами. Обучение этим навыкам может кратно повысить их эффективность.
Хорошая новость в том, что уже появляются фонды и акселераторы, которые предоставляют социальным предпринимателям не только гранты, но и экспертизу. Когда инвесторы увидят, что их вложения не просто раздаются, а работают прозрачно, эффективно и даже приносят небольшую доходность, финансирование таких проектов может резко возрасти.
Как привлечь экспертизу
Конечно, большинству благотворительных организаций не по карману штатный высококлассный юрист или финансовый директор. Но выход есть — аутсорсинг. Многие ведущие юридические, консалтинговые и аудиторские компании готовы за символическую плату предоставить своих специалистов для помощи социальным проектам.
Например, одна из компаний «Большой четверки» провела аудит крупного благотворительного проекта за минимальную плату. Полученное аудиторское заключение стало ключом к привлечению крупного спонсора.
Важно помнить: точечная помощь тем, кто оказался в беде, необходима. Но еще важнее — работать над устранением причин этих проблем. Для этого нужны профессиональные команды, способные видеть картину целиком и системно решать задачи. Именно в таких проектах, которые демонстрируют реальную, измеримую эффективность, сегодня особенно нуждается наше общество.
Обратите внимание: 2 правила Илона Маска для эффективного обучения чему-либо быстрее..
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Добро с умом. Благотворительность и социальное предпринимательство с позиции «эффективного альтруизма»..