Бизнес-эксперимент: Как приумножить 200 рублей за неделю и чему научились студенты и школьники

В бизнес-образовании существует популярная задача-разминка: приумножить небольшую сумму денег за ограниченное время. В нашем случае речь идет о 200 рублях (примерно $5) и сроке в одну неделю. Это упражнение используют в бизнес-школах, а также оно появлялось на телешоу с участием Дональда Трампа. Суть в том, чтобы на практике, а не в теории, проверить предпринимательскую жилку.

Лучший способ понять суть — попробовать самому. Действие всегда дает больше опыта, чем простое чтение.

Ниже представлен адаптированный материал Алексея Черняка, который лично наблюдал за проведением этого эксперимента в разных аудиториях.

Начало эксперимента

Сначала я наблюдал за выполнением этого задания студентами МГУ. А чуть позже мы дали ту же задачу школьникам, участвующим в программе #бизнесдляшкольников. Получились очень показательные и разные результаты, о которых я и хочу рассказать.

Часть 1. Опыт студентов университета

Студенческие команды подошли к задаче по-разному. Одна группа купила на стартовые 200 рублей муку и яйца, испекла кексы и успешно продала их у общежития, выручив около 600 рублей. Другая команда изначально была настроена пессимистично и, как и ожидалось, не достигла никакого результата. Третьи занялись перепродажей: покупали оптом шоколадки и сухофрукты, а затем продавали в розницу, заработав за неделю около 2000 рублей — это был лучший результат среди студентов.

Но самый нестандартный подход продемонстрировал один студент. Он продал право на своё выступление перед аудиторией из 300 человек владельцу ближайшего кафе за 1000 рублей. Вся его «работа» за неделю свелась к тому, чтобы в день лекции раздать флаеры с рекламой этого кафе. Интересно, что в аналогичном эксперименте в Англии участники смогли продать такое же выступление за 6000 фунтов. Разница в масштабе мышления очевидна!

Что касается меня, то я, как истинный прокрастинатор, откладывал до последнего. В день лекции я быстро придумал идею онлайн-квеста, установил цену в 1000 рублей и анонсировал его в соцсетях. За несколько часов пришло три оплаты — итого 3000 рублей. Скромно, но больше, чем у большинства студентов.

Предприимчивость = (лень * дедлайн * отсутствие ресурсов * амбиции)

Часть 2. Удивительные результаты школьников

Через неделю мы повторили эксперимент с участниками программы #бизнесдляшкольников. Это были 15 подростков, которые на тот момент прошли только 3 недели из 11-недельного курса. Им также было предложено приумножить 200 рублей за 7 дней. Я предлагал им эти деньги в долг, но, что показательно, никто их не взял! Оказалось, что стартовый капитал — не самый критичный ресурс. Вот их достижения:

  • 1 место. Артур, 15 лет (США, Мичиган). Заработал $160 (9280 руб.). Он купил за $20 билет на футбольный матч, а затем перепродал его за $180.
  • 2 место. Даша, 12 лет (Ханты-Мансийск). Выручила 850 рублей, сняв и продав 7 обзорных видео о товарах.
  • 3 место. Лаура, 15 лет (Кишинев, Молдова). Заработала 400 рублей. Она создала кулинарный канал на YouTube и продавала там домашние кексы собственного приготовления.
  • 4 место. Федор и Григорий, 12 лет (Москва). Получили 200 рублей, продав в торговом центре два самодельных «достигатора» для чистки зубов по 100 рублей за штуку.

Ключевые выводы из эксперимента

  1. Стартовые 200 рублей — это лишь символ. Их задача — дать толчок, заставить начать действовать. Зацикливаться на этой сумме не стоит, это ограничивает поиск более масштабных и прибыльных идей.
  2. Страх — это нормально, но его можно преодолеть. Все участники отмечали, что им было страшно продавать и общаться с незнакомцами. Однако на практике этот этап часто оказывался самым интересным и полезным.
  3. Размер среднего чека решает всё. Можно всю неделю вкалывать, продавая печенье по 50 рублей, а можно за час договориться с бизнесом о рекламном размещении за 10 000 рублей. Эффективность времени и усилий — разная.
  4. Проектов «с нуля» не бывает. У каждого человека есть свой актив: подписчики в соцсетях, уникальные навыки, личный опыт. Те, кто сразу использовал свою аудиторию (например, в Instagram или на YouTube), стартовали быстрее и оказались впереди.

Главный урок в том, что между знанием теории и реальной практикой — огромная пропасть. Можно сколько угодно слушать лекции о предпринимательстве, но пока не попробуешь сам, это будут «чужие деньги в чужом кармане».

Поэтому я настоятельно рекомендую каждому хотя бы раз «выйти на тропу войны» и провести подобный эксперимент самостоятельно.

P.S. Показательно, что группа из 15 школьников-предпринимателей в сумме заработала за неделю больше, чем 300 студентов-экономистов.

_________________

«Не боги горшки обжигают и продают»

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: 5$ за неделю.