
В России на дорогах находится примерно 60 миллионов легковых автомобилей, и из них целых 15 миллионов — это так называемые "подключенные" автомобили. Эти машины оснащены системами, которые поддерживают постоянную связь с производителем, что позволяет удаленно получать к ним доступ, управлять некоторыми функциями и вести мониторинг. Эта технология открывает новые возможности, но и порождает серьезные вопросы о безопасности и реальной собственности.
Новые риски и цифровые фобии
Уже сегодня каждый десятый владелец такого автомобиля теоретически может столкнуться с перехватом управляющих сигналов. Это создает почву для новых видов беспокойства и фобий, связанных с цифровой уязвимостью имущества. Удаленный доступ — это не только удобные функции вроде подогрева салона через приложение, но и потенциальный инструмент контроля. Мы вступаем в эру, когда физический товар может быть дистанционно отключен или ограничен в функционале, особенно в определенных географических регионах.
Проблема санкций и "отключенных" функций
Некоторые удаленные опции в автомобилях уже перестали работать на территории России. Гораздо более масштабные проблемы могут возникнуть, если автопроизводители, покинувшие российский рынок, полностью откажутся от поддержки телематических систем в своих автомобилях. Вся эта "умная" начинка работает через мобильную связь — в блок управления встроена физическая или eSIM-карта российского оператора. Обычно покупатель при приобретении автомобиля доплачивает за эту опцию и получает гарантированную подписку на услуги, например, на 3 года. После истечения этого срока и на фоне ухода многих западных брендов судьба этих функций становится неопределенной.
Обратите внимание: 3 упражнения , сделав которые, ты станешь зарабатывать больше.
Прецеденты удаленного контроля
Яркий пример массовой дистанционной блокировки произошел еще до нынешних санкций — в 2020 году компания Samsung удаленно отключила "серые" смарт-телевизоры, ввезенные в Россию неофициально. Потребители покупали такие телевизоры (те же модели, но предназначенные для рынков Польши, ОАЭ, Египта) из-за значительной разницы в цене. Например, модель Q70 с диагональю 55" могла стоить около 64 000 рублей против 100 000 в официальном магазине. Компания объяснила свои действия тем, что только устройства с маркировкой "RU" в конце модели сертифицированы для России.
От платежных систем до смартфонов: волна отключений
Ситуация с удаленным управлением товарами усугубляется массовым отключением цифровых сервисов. Российские пользователи потеряли доступ к платежным системам Visa и MasterCard, стриминговым платформам вроде Netflix, графическим редакторам типа Canva и многим другим. В марте 2023 года в СМИ активно обсуждался гипотетический сценарий, при котором Apple могла бы удаленно заблокировать свои устройства в России, если бы они были признаны нелегальными на территории страны после определенной даты.
Широкий круг проблем "Интернета вещей"
Проблематика подключенных устройств (IoT) не ограничивается санкциями. Она включает в себя:
- Плановое устаревание: Прекращение поддержки старых, но еще рабочих моделей, включая флагманские.
- Искусственное замедление: Возможное снижение производительности устройств через обновления программного обеспечения.
- Ограничение обходных путей: Блокировка работы с использованием VPN и других инструментов.
- Вопросы кибербезопасности: Уязвимость всей экосистемы для хакерских атак.
Угрозы приватности и тотальная слежка
Отдельная и крайне важная тема — безопасность персональных данных, которые в огромных объемах собирают "умные" устройства. Известны случаи, когда робот-пылесос с камерой тайно транслировал изображение жилья владельца на серверы производителя под предлогом "улучшения алгоритмов". Существуют устойчивые убеждения, что смартфоны могут постоянно записывать фоновые звуки и передавать фрагменты разговоров для анализа. Шесть лет назад в Германии были полностью запрещены интерактивные куклы My Friend Cayla от Genesis Toys. Регулятор признал их незаконными шпионскими устройствами, поскольку они записывали вопросы ребенка, отправляли их в приложение на смартфоне родителей, искали ответ в интернете и озвучивали его, создавая иллюзию живого общения, но при этом осуществляя постоянный сбор данных.
[mine]Защита прав потребителейИнтернетМошенничество с клиентамиLongpost 1 Support Emotions
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: О товарах, которые "как бы ваши", но не совсем. И другие проблемы из мира "интернета вещей".