Мы много сил вкладываем в то, чтобы научить детей читать, писать и считать. Но часто упускаем из виду один из ключевых навыков для взрослой жизни — умение обращаться с деньгами. К сожалению, в школьной программе нет предмета, который бы готовил к реальной жизни: планированию бюджета, осознанным покупкам или управлению финансами. В результате вырастают «беспомощные лапочки», не готовые к самостоятельности.
Моя подруга из Финляндии рассказывала, что у них в школах есть специальный «бытовой» предмет. На нём детей учат практическим вещам: как экономить с помощью скидок, составлять резюме, вести домашнее хозяйство и решать вопросы с госучреждениями. Разве эти знания не так же важны, как успешная сдача экзаменов?
Поскольку в России подобных уроков нет, я взяла эту задачу на себя. Моей дочери Тамаре 7 лет, и я с ранних лет стараюсь прививать ей финансовую грамотность. Мы с мужем открыто обсуждаем при ней бытовые вопросы и всегда подробно отвечаем на её «почему». А с 5 лет я начала целенаправленно учить её обращаться с деньгами. В этой статье я делюсь своим личным опытом и шестью проверенными методами, которые помогли моему ребёнку научиться копить и разумно тратить.
1. Карманные деньги — первый шаг к ответственности
Зачем детям собственные деньги, если родители и так всё покупают? Именно для того, чтобы они научились ими распоряжаться! Если ребёнок выпрашивает каждый рубль, он осваивает не финансовую грамотность, а искусство манипуляции. У меня в юности не было такого опыта, и мне пришлось долго и болезненно учиться управлять своей первой зарплатой, потому что в голове не было базовых понятий: бюджет, обязательные расходы, накопления.
Я выдаю дочери деньги на карманные расходы регулярно — это могут быть небольшие суммы на день или неделю. Месячный бюджет в её возрасте ещё сложно планировать. Эти деньги делятся на проезд, перекусы и «свободные» траты, которые мы заранее обсуждаем. Такой подход учит ребёнка рассчитывать свои силы. Если она потратит всё в первый же день — придётся ждать следующей «выплаты». Это ценный урок, который пригодится, когда она будет жить на собственную зарплату.
2. Искусство копить: от мечты к цели
Я советую начинать с наличных денег, хотя сейчас популярны детские банковские карты. Физические купюры и монеты помогают ребёнку наглядно понять, сколько у него есть, и научиться их считать.
У Тамары две копилки: керамическая лягушка для мелочи и кошелёк для бумажных денег. В лягушку она складывает монеты на небольшие спонтанные покупки (игрушки, украшения). В кошелёк — более крупные купюры на серьёзные цели (например, она сама накопила на смартфон). Такое разделение помогает ей осознать разницу между сиюминутным желанием и долгосрочной мечтой. Иногда она выбирает потратить всё на сладости и начать копить заново — и это её осознанный выбор, который тоже является частью обучения.
3. Первый заработок: ценность труда
Как может заработать ребёнок 6-7 лет? Я против того, чтобы платить за домашние обязанности или хорошие оценки. Ведь мне никто не платит за приготовленный ужин, а учёба — это в первую очередь ответственность самого ребёнка.
Но я нашла другие способы. Например:
— Возврат тележки в супермаркете на место — 10 рублей.
— Помощь в продаже своих старых игрушек и одежды на «Авито». Тамара участвует в фотографировании вещей, а вырученные деньги получает она. Это отличный способ и заработать, и безболезненно расстаться с уже ненужными вещами.
— Участие в ведении семейного блога. Моя работа связана с текстами, и дочка проявляет к ней интерес. Она помогает с фото- и видеоконтентом, за что получает небольшое вознаграждение, которое потом копит или тратит.
Я сама в детстве с прабабушкой собирала и продавала ягоды — это был мой первый предпринимательский опыт. Если Тамара захочет что-то подобное, я обязательно её поддержу.
Одно из наших объявлений на Авито. Товар с фотографией ребенка продается быстрее
4. Деньги как подарок: право выбора
Я никогда не понимала, почему денежный подарок считается чем-то бездушным. Напротив, это проявление заботы и уважения к выбору ребёнка. С 6 лет мы с мужем, а также бабушки и дедушки, дарим Тамаре на праздники не только вещи, но и небольшие суммы. Мы никогда не забираем эти деньги со словами «пойдём, купим тебе что-нибудь». Это её личные средства.
Такой подход учит принимать решения. Можно потратить всё сразу на безделушки, а можно отложить на что-то значимое. Сейчас, например, Тамара копит на самокат. Мы могли бы купить его ей, но она сама захотела накопить — и это её цель.
5. Совместные покупки: уроки потребительской грамотности
В некоторых статьях психологи советуют не брать детей в магазины, чтобы избежать капризов. Но я, вспоминая своё детство, когда меня старались оградить от походов за покупками, поступила наоборот. Во взрослой жизни цены для меня стали неприятным сюрпризом.
Поэтому мы берём Тамару с собой почти за всеми покупками. Благодаря этому она учится выбирать продукты, понимает, почему не стоит спускать все деньги на сладости, видит выгоду в ожидании распродаж и сравнении цен в разных магазинах.
Однажды она захотела кукольный домик. Вместо простого «нет» мы вместе придумали план:
— Продали несколько её старых крупных игрушек на «Авито». Вырученные деньги остались у Тамары.
— Я предложила ей купить домик самостоятельно или подождать подарка на праздник. Она выбрала первый вариант.
— Изучив предложения, дочь осознанно выбрала покупку в интернет-магазине, а не в торговом центре, потому что разница в цене была двукратной. Она поняла, что иногда лучше подождать и сэкономить.
Так что решать вам: бояться детских капризов в магазине или дать ребёнку возможность изучить мир финансов и торговли на практике.
На фото Тамаре 2,5 года. Помню, она тогда решила, что нам нужны яблоки и селедка:)
6. Золотая середина: между экономией и радостью
Научить ребёнка экономить — важно, но нельзя впадать в крайность и запрещать все радости. Ключ — в честности и открытости.
В нашей семье мы обсуждаем с дочкой финансовые планы. Она знает, на что мы копим (ремонт, крупная покупка), почему в какой-то период нужно экономить, и куда уходят деньги. Это помогает ей понимать общую картину и не капризничать по мелочам.
С другой стороны, если нет больших трат, почему бы не позволить себе что-то приятное? Важно соблюдать баланс между разумной бережливостью и умением получать удовольствие от жизни.
Благодаря этим шести принципам, я вижу, как моя дочь начинает понимать истинную цену деньгам. Она не стала скрягой, но учится тратить осознанно и с радостью.
Пробуйте эти методы со своими детьми! Пусть они растут финансово грамотными и самостоятельными.
А как вы учите своих детей обращаться с деньгами? Может, у вас есть свои полезные воспоминания или лайфхаки? Буду рада, если поделитесь в комментариях!
__________________________________________________________________________________________
#деньги и дети #детям о деньгах #воспитание ребенка #как научить ребенка копить #финансы для детей #обучение детей #семейное воспитание #лайфхаки мамы #семья и дети #без гаджетов
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: Как научить ребенка обращаться с деньгами. Личный опыт мамы.
