Мой прежний взгляд на кредитные лимиты был наивен. Я искренне верила, что их повышение — это жест доверия со стороны банка, а отказ — признак моей ненадежности как заемщика. Теперь я понимаю, что все работает с точностью до наоборот.
Мои прежние убеждения имели под собой почву.
Пока я была «идеальным» клиентом — исправно вносила минимальные платежи, большая часть которых уходила на проценты, — банки не спешили увеличивать мой лимит. Мои самостоятельные запросы на повышение либо отклонялись, либо мне отвечали, что это исключительная прерогатива банка. В ответ я с иронией намекала: «Самое время проявить инициативу и увеличить лимит до определенной суммы».
Неожиданный поворот
Ситуация кардинально изменилась, когда я перестала быть для банков «дойной коровой». Как только я научилась пользоваться льготным периодом (грейсом) и перестала платить ежемесячные проценты, банки один за другим начали повышать мне кредитные лимиты. Все, кроме Сбера, у которого всегда была своя особая политика в кредитовании.
Сказать, что это произошло «мгновенно», было бы преувеличением. В масштабах всей истории пользования картами — да, почти сразу. Но на самом деле банки пару месяцев недополучали свои привычные тысячи рублей в виде процентов. Тогда я лишь удивлялась: «Где же вы были раньше, когда мне так нужны были эти дополнительные 5-10 тысяч?». Именно тогда я могла бы избежать оформления новой кредитки. Но банк не проявлял инициативы. А сейчас — пожалуйста, получайте!
Прозрение: истинная мотивация банков
И вот недавно до меня наконец дошла истинная причина такого поведения.
Зачем банку на самом деле увеличивать лимит? Пока клиент исправно платит проценты, даже находясь в сложном финансовом положении, он — золотой актив. Это идеальный, платежеспособный середнячок, приносящий стабильный доход.
Но как только клиент становится финансово грамотным, перестает платить проценты и учится пользоваться кредиткой «бесплатно», его ценность для банка падает.
Обратите внимание: Как банки проверяют кредитную историю.
Однако терять такого клиента банк не хочет. Вместо этого ему «оказывают доверие» — тихо и молча увеличивают лимит. Зачем спрашивать разрешения? Клиент может и отказаться. А так — приятный сюрприз!Для банка дополнительные 5000-10000 рублей в лимите — сущая мелочь. А для заемщика это — потенциальная ловушка. Одна оплошность, один просчет — и в выписке снова появляется знакомая строка «проценты за пользование кредитными средствами». Особенно рискованно это для карт, где для сохранения грейс-периода нужно гасить задолженность полностью.
Типичный сценарий ловушки
Представьте: сегодня последний день, чтобы погасить долг и избежать процентов. Вы уверены, что сумма есть, ее нужно лишь перевести. И тут выясняется, что до полного погашения не хватает как раз тех самых «подаренных» банком 5000 рублей. Хорошо, если есть наличные и можно срочно внести их через банкомат. А если нет? И помощи ждать неоткуда.
В таком случае банк может мысленно воскликнуть: «Ура! Сработало!».
Даже если в следующем месяце вы не попадетесь, вы уже должны банку больше. Вы вынуждены постоянно помнить о возросшем лимите и тщательнее следить за сроками и суммами.
Может, это лишь мои домыслы?
Лично у меня не было случая, чтобы я пропустила увеличение лимита и из-за этого попала на проценты. Но сам факт того, что это происходит ВНЕЗАПНО и БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ, заставляет насторожиться. С банками расслабляться нельзя — бдительность терять опасно.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Поняла зачем банки увеличивают кредитный лимит по картам.
