Столкнулись с непосильной кредитной нагрузкой и не видите выхода из долговой ямы? Не отчаивайтесь — у заёмщика есть законные инструменты для защиты своих интересов. В этой статье мы детально разберём два основных пути: снижение начисленных банком штрафных санкций и процедуру расторжения кредитного соглашения. Предоставленная информация поможет вам составить эффективный план действий.
Снижение штрафов и неустоек
Борьба за уменьшение пеней и штрафов за просрочку платежей — это первый шаг, который стоит рассмотреть, особенно если у вас нет веских причин для задержек, а договор составлен юридически грамотно.
Важно понимать: при нарушении графика платежей кредитор вправе требовать уплаты неустойки, размер которой обычно прописан в договоре. Внимательно изучите этот пункт. Если сумма кажется завышенной и несоразмерной последствиям просрочки, вы можете обратиться в суд с требованием её уменьшения. Правовым основанием для этого служит статья 333 Гражданского кодекса РФ, позволяющая суду снизить неустойку.
Отдельно стоит отметить, что при длительной просрочке (как правило, более 60 дней в течение полугода) банк имеет право потребовать досрочного возврата всей суммы кредита с начисленными процентами. Уведомление об этом должно быть направлено заёмщику с предоставлением срока для исполнения обязательств (не менее 30 дней). В такой ситуации избежать выплат не удастся, но можно и нужно оспаривать размер штрафных санкций, сверяя требования банка с положениями Закона «О защите прав потребителей».
Процедура расторжения кредитного договора
Расторжение кредитного договора — более сложная процедура, но она возможна в двух ключевых случаях.
1. Существенное изменение жизненных обстоятельств
Договор может быть расторгнут, если обстоятельства вашей жизни изменились настолько кардинально, что, предвидя эти изменения, вы никогда бы не стали его заключать. На практике существует два пути: расторжение по соглашению сторон или через суд. Следует быть реалистом: расторгнуть договор в одностороннем порядке, без согласия банка, крайне сложно, но попытаться можно.
Для этого необходимо направить в банк официальное заявление с изложением убедительных причин. Например, это может быть тяжёлая болезнь, потеря работы, резкое снижение дохода. Эти изменения должны быть подтверждены документами (справками, выписками).
Обратите внимание: Комиссию с вашей карты списал банкомат не нашего банка…или нашего. Какая разница?! Вам 200 рублей что ли жалко?!.
К оформлению и отправке заявления нужно подойти с максимальной ответственностью. Отправляйте его заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Альтернативный вариант — личная передача документа в отделении банка с обязательной отметкой о приёме на вашем экземпляре.После этого можно вступить в переговоры с банком. Если они не приведут к успеху, то ваше заявление станет ключевым доказательством попытки досудебного урегулирования спора, что обязательно для обращения в суд.
2. Нарушение банком прав потребителя
Это более веское основание для расторжения. К нарушениям относится сокрытие или искажение банком существенной информации о кредите: полной стоимости займа (ПСК), реальном размере долга, порядке, сроках и способах погашения, всех комиссиях, страховках и прочих дополнительных платежах. Банк обязан предоставлять информацию в полном объёме и в доступной форме. Если этого не произошло, вы вправе требовать расторжения договора. Алгоритм действий аналогичен: письменное обращение в банк, а при отказе или игнорировании — подготовка иска в суд.
Стоит помнить, что судебная практика в этой области постоянно развивается. Позиции, которые ещё вчера поддерживались судами, сегодня могут измениться, и наоборот. Поэтому крайне важно тщательно готовить доказательную базу и, по возможности, консультироваться с юристом.
Друзья, помните, нет безвыходных ситуаций, есть неправильный подход к ним.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Расторжение кредитного договора с банком - реальные способы.