В обществе часто можно услышать разговоры, связывающие высшее образование напрямую с финансовым успехом. Автор делится двумя случаями из жизни, которые заставили её задуматься о природе этой связи.
Разговор первый: разочарование в перспективах
Две девушки обсуждают будущее. Одна из них категорически не хочет получать высшее образование, приводя в пример свою мать-экономиста, которая, несмотря на диплом, работает в налоговой с окладом в 40 000 рублей и, по мнению дочери, не имеет ни возможностей, ни перспектив. Возникает резонный вопрос: откуда взялась эта устойчивая ассоциация, что диплом автоматически гарантирует высокие заработки?
Автор рассуждает, что образование — это, в первую очередь, система знаний о мире. Оно даёт не просто факты, а научный подход: учит критически мыслить, анализировать и сопоставлять информацию, отличать достоверные источники от ложных. Успешным можно стать как с дипломом, так и без него. Высшее образование — это, прежде всего, освоение метода работы с информацией.
Разговор второй: нереалистичные ожидания
Второй диалог, подслушанный в электричке, был между женщиной лет сорока и её собеседником по телефону. Она сокрушалась, что её 14-летний сын не хочет учиться в вузе, и трактовала это как отсутствие амбиций и желания зарабатывать.
Автор задаётся вопросом: почему от подростка ждут таких взрослых устремлений? В 14 лет естественно хотеть общаться, знакомиться, развлекаться. Желание зарабатывать в таком возрасте часто рождается не из амбиций, а из жизненных лишений, когда ребёнок понимает, что рассчитывать можно только на себя. И вновь прослеживается та же прямая связка: «вуз = умение и желание зарабатывать».
Обратите внимание: На море за пирожки (история успеха).
Что же на самом деле даёт высшее образование?
По мнению автора, главная ценность высшего образования — это выработка системного метода и подхода к освоению любых знаний. Это умение выбирать источники, сомневаться в данных и отсеивать то, что не выдерживает проверки логикой. Образование — это уровень культуры и способ мышления. Оно скорее отражает определённое благополучие (интеллектуальное, социальное), чем гарантирует материальное. Его отсутствие часто заметно по речи человека, по тому, как он формулирует мысли и какие аргументы использует.
Важно понимать, чего высшее образование НЕ гарантирует:
- Успех в карьере
- Высокие доходы
- Наличие актуальных знаний и практических навыков
- Умение эффективно работать
Зато оно точно гарантирует ценный жизненный опыт, особенно для очников. Этот опыт может включать:
- Студенческие вечеринки и общение
- Прогулы лекций и стресс сессий
- Несдачи и пересдачи экзаменов
- Опыт первой влюблённости и дружбы
- Познание нового не только о предмете, но и о себе самом
- Навыки работы в команде, поиска компромиссов
- Умение работать с большими массивами данных, анализировать и фильтровать информацию
- И множество других социальных и интеллектуальных навыков
Студенческие годы часто ассоциируются с порой молодости, свободы и открытий.
Диплом — не синоним ума
Автор признаётся, что в молодости считала: образованный человек по определению умен. Однако жизнь преподнесла урок: она встретила трёх выпускников престижного мехмата МГУ, которых, помимо альма-матер, объединяла неспособность к критическому мышлению и самостоятельному выбору. Они отлично знали правила и процедуры, но были «паралогичны». Это доказывает, что вуз даёт инструменты, но не переделывает личность. Проблема была не в университете, а в самих людях.
В заключение автор отмечает, что её рассуждения могут быть субъективны, ведь высшее образование у неё есть, и в её семье учиться, знать языки и путешествовать — это часть качества жизни и мировоззрения. Для неё образование — это ценность сама по себе, а не билет к богатству.
#высшее образование #мгу имени м. в. ломоносова #успех в жизни #высокая зарплата #зачем учиться #поступление в вуз #успешный успех
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Гарантирует ли высшее образование успех в жизни?.