Скрытая правда о работе курьера Яндекс Еды: как система заставляет таскать тяжести без доплат

В работе курьера есть особая сторона, о которой я всегда старалась не думать, отправляясь на смену, мысленно повторяя:

«Пронесет, на этот раз пронесет».

Речь идет о так называемых «приветиках» из магазинов «Магнит».

Неожиданная подработка и реальность за рекламой

По своей сути мой блог — творческий, посвященный развитию магазина на Etsy и историям о двух котах. Однако летом я решила подработать курьером в Яндекс Еде. Полученные впечатления переполнили меня, и теперь я делюсь правдой о том, как на самом деле работается курьерам, каков их реальный заработок, а не те цифры, что обещают в яркой рекламе.

Один из рабочих заказов

В период пандемии многие компании увидели возможность быстро заработать. Яндекс оперативно заключил контракты с огромным количеством торговых сетей на доставку продуктов и не только.

В Москве список партнеров огромен. В нашем Челябинске всё ограничилось сетью «Магнит», но и этого более чем достаточно. Эти магазины стали расти, как грибы, предлагая бесплатную доставку.

Реклама партнеров Яндекс Еды

А кто выполняет эту работу? Конечно, курьеры Яндекс Еды. Однако при найме новичков об этих «приветиках» — заказах весом до 15 кг — скромно умалчивают. Вас заманивают легкими бутербродами из McDonald's на короткие дистанции. Я не была исключением.

Рекламные плакаты о доставке по городу

Эволюция заказов: от бутербродов до мешков с продуктами

Поначалу я справлялась хорошо, ни разу не опоздала. Но постепенно маршруты и заказы стали усложняться. Первый заказ из «Магнита» весом 2.5 кг даже показался интересным. Однако вес «приветиков» начал неуклонно расти: 4 кг, 5 кг, 6 кг...

Первый заказ из Магнита

Когда впервые пришел заказ на 7 кг, я задумалась. Есть ли доплата за такой тяжелый груз? Ведь разница между доставкой 100-граммового бутерброда и 7 кг продуктов — колоссальна. Оказалось, доплат нет, а вес и вовсе может быть неограничен, главное — чтобы поместился в сумку.

Пример тяжелого заказаБольшой заказ, не помещающийся в сумку

Такие грузы логичнее было бы поручить грузчикам с автомобилями, но система взваливает их на плечи молодежи, женщин и, как выяснилось позже, даже детей, не предлагая за это дополнительной оплаты.

Личный опыт: жара, горка и 7 кг на плечах

Поначалу я стойко носила подъемные грузы. Помню, как шла в 30-градусную жару в гору с 7 кг продуктов. Даже местные компании, распивавшие пиво, почтительно замолкали и уступали дорогу. Один из них спросил: «Жарко, да?». В тот момент хотелось высказать всё, но я лишь крикнула в ответ: «ДА КАПЕЦ!» и поплелась дальше.

Мост над рекой по пути доставки

Единственной отдушиной в таких походах была возможность что-нибудь сфотографировать по пути.

Путь под мостомФотография с маршрута

После доставки я делала селфи, чтобы посмотреть, что же так впечатлило тех мужчин. Видимо, это было мое изможденное лицо.

Селфи после тяжелой доставки

С каждым разом я всё чаще повторяла свою мантру: «Пронесет». Но заказы всё приходили. Без «магнитных» смены были вполне сносными, и за 6 часов я могла заработать около 1000 рублей.

Реакция после доставки тяжелого заказа

Лазейки системы и детский труд

Однажды я узнала от сотрудников, собирающих заказы, что если груз не помещается в сумку, можно вызвать бесплатное такси от Яндекса. Это было спасением. Но в голове засела мысль: а что, если заказ влезет в сумку, но будет весить те же 15 кг?

Большая коробка с заказом

Ответ пришел от юного курьера, с которым я пересеклась в ресторане. Это был совсем мальчик. Он жизнерадостно сообщил, что сегодня уже разнес 5 заказов, а однажды носил 14 кг апельсинов.

Юный курьер

Стало ясно: система уравнивает оплату за 100-граммовый бутерброд и за 14 кг апельсинов. И это, по сути, эксплуатация, граничащая с использованием детского труда, что вызывает серьезные вопросы.

Мальчик-курьер на самокате

Точка кипения: первый отказ

Мой личный бунт случился вчера. День начался обычно, я радостно шла на смену. Не успела я отойти далеко от дома, как пришел заказ из «Магнита», который находился буквально через железнодорожные пути от меня.

Дорога на смену по мосту

Обратите внимание: Важен первый шаг..

Список продуктов был огромным. Я надеялась вызвать такси, но заказ, хоть и компактный, из-за апельсинов, бананов и молока потянул на более чем 8 кг. Я физически не могла его поднять, не то что нести в жару.

Железнодорожный мост

Началась бессмысленная переписка со службой поддержки. Мне твердили одно: «Всё по норме, упакуйте и доставьте». Но кто устанавливает эти нормы? Компания, которая строит бизнес на бесплатном труде женщин и детей, заставляя их таскать тяжести?

Переписка со службой поддержки

Во мне взыграл революционный дух. Я решила, что не отступлю, даже если меня уволят. Я отменила заказ.

Решимость не сдаваться

Ценный урок от коллеги

Парень по имени Макс, который собирал заказ в «Магните», дал мне золотой совет. Оказалось, бывший курьер. Он сказал: «Не принимай такие заказы. Когда приходит уведомление, в Telegram-чате параллельно появляется список товаров. Посмотри его. Если не устраивает — не жми кнопку «ПРИНЯТЬ». Штраф — всего 25 рублей, и всё».

Логотип другого сервиса доставки

Всего 25 рублей! А за час, который я тратила на пеший марш-бросок до далекого ресторана, я могла бы выполнить два нормальных заказа. Опытные курьеры, видимо, так и делают — фильтруют заказы, выбирая себе полегче.

Я, как честный новичок, даже не догадывалась, что можно отказываться. Система, видя мою покладистость, отправляла меня на самые адские маршруты, от которых другие отказывались.

Планы на будущее

Теперь я буду умнее. Буду выбирать хорошие, легкие заказы без длинных пеших переходов. Пусть штрафуют на свои 25 рублей — это не критично. К тому же я недавно купила на «Авито» самокат, чтобы доставлять заказы быстрее. Возможно, скоро сравню, насколько эффективнее работать с транспортом.

Всем удачи и пока.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Бунт курьера Яндекс Еды. Первый раз отказалась нести заказ до клиента. .