Ли Уоннелл и Джеймс Ван. Источник: MovieMaker.
Привет, я хочу сыграть с тобой в игру: Истоки идеи
На рубеже тысячелетий кинематограф ужасов переживал своеобразный кризис. Зрители устали от бесконечных сиквелов и римейков классических франшиз, таких как «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин» или «Кошмар на улице Вязов». На этом фоде два студента из Мельбурна, Ли Уоннелл и Джеймс Ван, большие поклонники жанра, решили создать нечто принципиально новое. Их объединяла не только любовь к хоррорам, но и желание вдохнуть в них свежую струю.
В 2003 году, заканчивая Высшую мельбурнскую киношколу, они представили в качестве дипломной работы короткометражный фильм и сценарий под названием «Пила». Проект настолько впечатлил их преподавателя, что он настоятельно рекомендовал молодым авторам отправиться покорять Голливуд. И это при том, что история была на редкость минималистичной: основное действие разворачивалось в одной-единственной ванной комнате с участием всего трех персонажей. Не было ни призраков, ни кровожадных маньяков с мачете — всего того, что успело набить оскомину. Сценарист Ли Уоннелл поставил перед собой задачу не просто напугать зрителя, а глубоко шокировать его, заставить сопереживать и ломать голову. И, как показало время, ему это блестяще удалось.
Стоп, снято: Бюджетные испытания
Путь к экрану оказался тернистым. У молодых кинематографистов не было средств на полноценную съемку, а голливудские студии не спешили им доверять. Им либо отказывали, либо предлагали выкупить лишь сам сценарий, лишая авторов всяких прав на их же детище. Ситуация изменилась лишь спустя несколько месяцев, когда продюсер Грегг Хоффман, разглядевший потенциал проекта, предложил Уоннеллу и Вану честное партнерство на равных условиях.
Фильм снимался с микроскопическим по меркам индустрии бюджетом в 1,2 миллиона долларов. Весь процесс занял всего 18 дней, и никто из съемочной группы не питал особых иллюзий относительно будущего успеха. В картине не было ни звезд, ни дорогих спецэффектов. Даже актеру Тобину Беллу, исполнившему роль загадочного Конструктора, пришлось на протяжении 12 съемочных дней неподвижно лежать на холодном кафельном полу, поскольку денег на реалистичный манекен просто не нашлось.
Кадр из фильма «Пила. Игра на выживание» (2004). Источник: Metropolitan Magazine
Интересный факт: На море за пирожки (история успеха).
Game over? Неожиданный триумф
Сняв фильм, Уоннелл и Ван не строили грандиозных планов. Они рассчитывали, что после показа на фестивале независимого кино «Санденс» лента просто выйдет на видеоносителях. Однако судьба распорядилась иначе. «Пила. Игра на выживание» произвела эффект разорвавшейся бомбы, вызвав восторг как у рядовых зрителей, так и у придирчивых критиков.
Как позже вспоминал Ли Уоннелл, секрет был в нарративе: «Когда у тебя нет звезды в главной роли и денег на спецэффекты, единственное, что может удержать зрителя у экрана, — это вопрос "А что же будет дальше?". Мы с Джеймсом всегда обожали фильмы с мощными финальными поворотами, после которых хочется немедленно пересмотреть историю с начала. И, кажется, нам удалось создать именно такую историю».
Им действительно удалось. Финальный твист картины вызывал в залах крики изумления, а саундтрек, написанный Чарли Клоузером, стал визитной карточкой франшизы, наводя леденящий ужас. Проект, на который почти никто не ставил, собрал в мировом прокате баснословные 103 миллиона долларов. Так два обычных студента из австралийского Мельбурна, Ли Уоннелл и Джеймс Ван, в одночасье стали знаменитостями мирового масштаба и дали начало одной из самых прибыльных и узнаваемых франшиз в истории хоррора.
Еще по теме: Успех.
История о том как два парня из Мельбурна стали знамениты на весь мир.