Бэнкси: Анонимный гений стрит-арта, чьи работы говорят с миром

Бэнкси — это феномен современной культуры, мастер, доказавший, что можно достичь мировой славы, получать престижные награды вроде «Оскара» и проводить выставки, оставаясь при этом абсолютно анонимным. Его личность — одна из самых охраняемых тайн в мире искусства.

Тайна и метод

Что же известно об этом загадочном художнике? Считается, что он родом из Англии, вероятно, из Бристоля. Он работает под покровом ночи, оставаясь неуловимым для властей. Его фирменный метод — создание граффити с помощью трафаретов, которые он наносит на стены городских зданий. Эти стены, украшенные его работами, превращаются в объекты паломничества, а сами произведения оцениваются в миллионы долларов.

Но главная сила Бэнкси — в глубоком смысле, который он вкладывает в своё творчество. Его работы пронизаны острым английским юмором, сатирой и социальной критикой, которые нашли отклик по всему миру.

Послания миру: о чём говорит Бэнкси?

Творчество Бэнкси — это мощный социальный комментарий. Он обращается к самым острым проблемам нашего времени: экологическому кризису, угрозе терроризма, локальным войнам, социальному неравенству и бедности. Его искусство — это голос протеста и призыв к осмыслению.

Знаковые работы

Давайте рассмотрим некоторые из его самых известных произведений, которые стали иконами стрит-арта.

«Девочка с красным шаром» (2002)

Эта работа, изображающая девочку, выпускающую в небо красный шар в форме сердца, стала одним из самых узнаваемых символов художника. В 2018 году на аукционе Sotheby's произошло невероятное: сразу после того, как молоток объявил о продаже картины за более чем миллион фунтов, она начала самоуничтожаться через встроенный в раму шредер. Этот перформанс, который Бэнкси позже назвал «Любовь в мусорной корзине», лишь удвоил интерес и стоимость работы. В своём Instagram художник процитировал Пикассо: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».

«Голубь мира в бронежилете» (2007)

Этот мощный образ, критикующий милитаризм и лицемерие, был подхвачен художниками по всему миру. Даже в Москве можно найти отсылку к этой работе — изображение медведя, раздающего бронежилеты голубям.

«Стив Джобс — сирийский мигрант» (2015)

В лагере беженцев во французском Кале Бэнкси изобразил основателя Apple Стива Джобса как мигранта с вещевым мешком за спиной и старым компьютером Mac в руках. Эта работа — напоминание о том, что Джобс был сыном сирийского иммигранта, и призыв переосмыслить отношение к беженцам, увидев в них потенциал и человечность.

Обратите внимание: Евгений Устюгов. Золотая медаль, которой больше нет..

«С Рождеством» (2018)

Двухчастная работа в уэльском Порт-Талботе сначала показывает мальчика, с радостью ловящего ртом «снежинки». Однако, обойдя угол, зритель видит, что это пепел из горящего мусорного бака. Работа расположена рядом со сталелитейным заводом, загрязняющим город, и является ярким высказыванием на тему экологии и промышленного загрязнения.

Бэнкси за пределами улиц

Творчество Бэнкси не ограничивается граффити. Он — мультимедийный художник и провокатор.

В 2010 году он снял документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», номинированный на «Оскар». Фильм, балансирующий на грани документалистики и мистификации, исследует природу искусства, анонимности и коммерциализации в мире стрит-арта.

Его акции и инсталляции также стали легендарными: от установки в Лондоне «Мыслителя» с дорожным конусом вместо головы до тайного размещения своих работ в ведущих музеях мира и создания Стоунхенджа из портативных туалетов. Он даже создал серию банкнот с портретом принцессы Дианы.

Бэнкси — автор иллюстрированной книги «Wall and Piece», где делится своими мыслями, анекдотами и даже практическими советами по созданию трафаретного граффити. Именно он, по мнению искусствоведов, проложил путь стрит-арту в галереи и музеи, легитимизировав его как полноценное художественное направление.

Голос, который слышат все

Сегодня Бэнкси — глобальное культурное явление. Как точно заметил французский галерист Николя Логеро-Лассер: «Язык художников современного искусства понятен 1% населения, язык Бэнкси — 100%». Его сила — в способности говорить на универсальном визуальном языке о наболевшем.

И, пожалуй, лучшим эпиграфом к его деятельности служит его же собственная остроумная мысль: «Если Вы хотите, чтобы Вас услышали, лучше говорите в маске».

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Кто такой Бэнкси? Уличный гений или вандал?.