Схемы нецелевого использования средств в логистике: практическое руководство для руководителей филиалов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Имея за плечами более пяти лет опыта работы на руководящих должностях в сфере логистики, я регулярно сталкиваюсь с феноменом, когда директора региональных филиалов демонстрируют уровень жизни, явно не соответствующий их официальному доходу. Возникает закономерный вопрос: как им это удаётся? За счёт жёсткой экономии? Или, может, благодаря подсобному хозяйству? На самом деле, ответ куда прозаичнее и, к сожалению, хорошо знаком многим в нашей стране. Речь идёт о различных схемах нецелевого использования средств, или, говоря простым языком, о воровстве.

В данном материале я сосредоточусь на руководителях филиалов транспортных компаний. Над ними, как правило, находится функциональное руководство из центрального офиса, чаще всего расположенного в Москве. О профессиональном уровне этих столичных управленцев и специфике их работы я планирую рассказать отдельно — это тема для отдельного, не менее увлекательного разговора.

Отмечу сразу: лично я всегда придерживался принципов честной работы на благо компании и коллектива, поэтому описанные ниже схемы — это наблюдения со стороны, а не личный опыт.

Распространённые схемы дополнительного обогащения

1. Манипуляции с тарифами на междугородние перевозки

В крупных городах-миллионниках первым делом недобросовестный директор попытается продвинуть «своих» перевозчиков на ключевые маршруты. Он будет лоббировать завышенные, не соответствующие рыночным, тарифы. Этими перевозчиками обычно являются друзья, родственники или партнёры, которые обязуются возвращать директору разницу между реальной стоимостью перевозки и утверждённым завышенным тарифом.

Пример расчёта: Допустим, официальная стоимость плеча для компании составляет 15 000 рублей. Фактически перевозчик выполняет работу за 12 000 рублей. Из оставшейся разницы в 3 000 рублей около 500 рублей уходит на «обналичку», а 2 500 рублей оседают в кармане директора. При минимальном объёме в 20 рейсов в месяц только с одного маршрута ежемесячный неучтённый доход составит 50 000 рублей.

2. Экономия на упаковочных материалах

Основные статьи расходов здесь — древесина (доска) и паллеты. Схема проста: документально списывается один объём материалов, а по факту завозится меньший. Разница в стоимости после вычета комиссии за обналичивание (10-15%) становится доходом руководителя.

Возникает резонный вопрос: откуда тогда брать материалы для упаковки? Ответ: активно использовать вторичные ресурсы. Например, разбирать упаковку входящих грузов, которую клиенты, как правило, не забирают. Таким образом, директор может легко получать до 30% от суммы закупок материалов. Конкретные суммы варьируются в зависимости от региона.

3. Классическая схема с горюче-смазочными материалами (ГСМ)

Вечная классика: списать по документам полный объём ГСМ, а неизрасходованный остаток — продать. Коротко, понятно и, увы, до сих пор распространено.

4. Процент от арендных платежей

Схема, аналогичная первой. Директор лоббирует заключение договора аренды складских или офисных помещений с «нужным» арендодателем по завышенной ставке, получая за это свой процент.

5. Контроль над экспедированием «последней мили»

Речь идёт о городских и областных перевозках. Здесь возможны несколько вариантов: от создания «левого» ИП и закупки собственного транспорта до простого назначения «своего» перевозчика, который отдаёт директору процент с оборота (обычно от 5%).

6. Манипуляции с фондом оплаты труда

Во многих компаниях до сих пор практикуется разделение зарплаты на официальную («белую») и неофициальную («серую») части. Недобросовестный директор может либо недоплачивать часть «серых» денег сотрудникам, либо вводить неофициальные штрафы, которые затем присваивает себе.

Заключение

Как несложно догадаться, комбинируя несколько из перечисленных методов, недобросовестный руководитель может превратить свою официальную зарплату в незначительную часть дохода, по сути, в пассив.

Желаю всем честного бизнеса и профессионального роста! Подписывайтесь на раздел. Буду рад узнать в комментариях, какие аспекты логистики и управления вас интересуют — это поможет в подготовке следующих материалов.