В процессе грузоперевозок повреждение товара — неприятная, но нередкая ситуация. Ключевой принцип, который необходимо знать: транспортная компания (перевозчик) несёт полную материальную ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке до момента сдачи получателю. Однако для того, чтобы успешно взыскать компенсацию за ущерб, обе стороны договора перевозки — и отправитель, и получатель — должны чётко соблюсти процедуру документального оформления происшествия. Давайте разберём этот процесс по шагам.
Границы ответственности сторон
Важно понимать распределение обязанностей. Ответственность перевозчика за целостность груза возникает в момент его погрузки на транспортное средство и завершается в момент выгрузки и официальной передачи грузополучателю. При этом за организацию и проведение самих погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), согласно Уставу автомобильного транспорта, отвечают грузоотправитель и грузополучатель соответственно. Это означает, что если повреждение произошло, например, из-за небрежной погрузки силами отправителя, претензии к перевозчику будут необоснованны.
Критически важный этап: приёмка-передача груза
Процедура проверки груза — основа для предотвращения и последующего урегулирования споров.
На погрузке (со стороны отправителя): Водитель-экспедитор, представляющий перевозчика, обязан принять груз «поместно» — то есть проверить количество мест (паллет, коробок, мешков). Если на этом этапе обнаружены повреждения упаковки или иные видимые дефекты, водитель должен детально описать их в транспортной накладной (ТТН). Игнорирование этого правила может снять ответственность с перевозчика, так как будет считаться, что груз был принят в исправном состоянии.
На выгрузке (со стороны получателя): Грузополучатель проводит аналогичную проверку: сверяет количество мест и визуально оценивает целостность упаковки каждой единицы. Любые расхождения или повреждения должны быть зафиксированы до подписания документов о приёмке.
Что делать, если повреждение обнаружено?
Если при выгрузке выявлена порча груза, необходимо действовать оперативно и строго по регламенту:
- Составить Акт о повреждении груза. Это основной документ, фиксирующий факт ущерба. В акте указывается характер повреждений (например, «вмятина», «разрыв упаковки», «намокание»), точное количество повреждённых грузомест. Акт подписывают представитель грузополучателя и водитель-экспедитор. Отказ водителя от подписи необходимо отметить в документе.
- Зафиксировать доказательства. Обязательно сделайте подробные фотографии или видео повреждённых мест, общего вида груза в транспортном средстве. Эти материалы прикладываются к акту.
- Внести запись в ТТН. В транспортной накладной делается официальная отметка о том, что по факту приёмки составлен Акт о повреждении (указывается его номер и дата).
- Направить претензию перевозчику. На основании составленных документов грузополучатель (или грузоотправитель) направляет в адрес транспортной компании письменную претензию с требованием возместить ущерб. К претензии прикладываются копии ТТН и Акта о повреждении.
Как рассчитывается размер компенсации?
Сумма возмещения ущерба рассчитывается, как правило, исходя из стоимости повреждённого товара. Базовым документом для расчёта служит товарная накладная (ТОРГ-12), в которой указана цена за единицу товара. Таким образом, компенсация должна покрывать прямые материальные потери.
Из практики транспортной компании: за 3,5 года работы общая сумма возмещений клиентам за порчу груза составила 37 870 рублей. Отметим, что в этих случаях причиной повреждений стала ненадлежащая упаковка груза со стороны отправителя, что ещё раз подчёркивает важность правильной подготовки товара к перевозке.
Грузоперевозки по России, переходите на сайт https://www.straightway.su/
Звоните 8800-444-01-35
Пишите на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Повреждение груза - что делать Грузоотправителю и Грузополучателю?.
