Хотя оффшорные юрисдикции предлагают бизнесу существенные преимущества, их деятельность сталкивается с серьёзными ограничениями со стороны национальных правительств и международных институтов. Кредитно-финансовые операции в оффшорных зонах часто подвергаются жёсткому регулированию.
Основная задача свободных экономических зон — привлечение иностранного капитала за счёт создания благоприятных условий. Однако при планировании работы через оффшор необходимо учитывать несколько ключевых рисков, которые могут свести на нет ожидаемые выгоды.
Основные риски при работе с оффшорами
- «Черные списки» оффшорных юрисдикций. Многие страны ведут и регулярно обновляют перечни нежелательных направлений для вывода капитала. Включение в такой список может привести к повышенному вниманию контролирующих органов, дополнительным проверкам и ограничениям для компаний и их контрагентов.
- Сокращение налоговых льгот. Под давлением международного сообщества и таких организаций, как ОЭСР, сами оффшорные зоны вынуждены ужесточать своё законодательство, сокращая или полностью отменяя налоговые послабления, что снижает их привлекательность для бизнеса.
- Сложности управления компанией. Управление оффшорной фирмой может осуществляться напрямую владельцем или через номинального директора. Выбор второго варианта требует тщательной проверки репутации и профессионализма привлекаемого лица, так как это связано с рисками потери контроля над активами и бизнес-процессами.
Международные регуляторы оффшорной деятельности
Исторически лёгкость регистрации и слабый контроль в оффшорных зонах привели к их использованию для финансирования незаконной деятельности. Это превратило их в существенную угрозу для глобальной финансовой системы и стало причиной создания специализированных международных институтов.
Для противодействия этим угрозам были сформированы влиятельные международные организации, которые разрабатывают и внедряют стандарты для повышения прозрачности и борьбы с финансовыми злоупотреблениями.
- ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) — ключевая международная структура, созданная в 1989 году. Её цель — разработка и продвижение стандартов по противодействию отмыванию денег (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ). ФАТФ оценивает, насколько национальные законодательства соответствуют её рекомендациям, и ведёт мониторинг их исполнения. В её работе участвуют более 30 стран.
- ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) — влиятельное межгосударственное объединение, координирующее экономическую политику. Одно из её важных направлений — борьба с вредоносными налоговыми практиками и непрозрачностью финансовых систем. Страны, чьи законы не соответствуют стандартам ОЭСР, рискуют попасть в «чёрный список» недобросовестных налоговых юрисдикций, что влечёт за собой репутационные издержки и экономические санкции.
Государства, следующие рекомендациям ФАТФ и ОЭСР, уделяют пристальное внимание операциям с компаниями из признанных оффшорных зон. Эти организации также работают над ограничением количества подозрительных сделок, раскрытием информации о бенефициарных владельцах и контролем трансфертного ценообразования для предотвращения уклонения от налогов и демпинга.