Немецкий логистический конгресс 2020: Устойчивость и цифровизация как ответ на вызовы десятилетия

В среду в Берлине в цифровом формате стартовал трехдневный Немецкий логистический конгресс 2020, организованный Bundesvereinigung Logistik (BVL). Мероприятие проходит под лозунгом «Устойчивый дизайн — победа в следующем десятилетии», и вся его программа доступна для просмотра онлайн.

В своей вступительной речи генеральный директор BVL, профессор Томас Виммер, отметил, что, несмотря на доминирование темы пандемии, прежние глобальные вызовы никуда не исчезли. Структурные проблемы экономики, национальный эгоизм, климатические изменения, трансформация транспортной системы и цифровизация по-прежнему требуют внимания и решений. По его словам, логистический сектор видит в текущем кризисе возможность для укрепления цепочек поставок, ускорения цифровой трансформации, пересмотра стратегий снабжения и перехода от приоритета минимизации затрат к более сбалансированным подходам.

Устойчивость как ключевой принцип

Девиз конгресса, выбранный еще в ноябре 2019 года, остается актуальным. Для успешного развития в новом десятилетии необходимо сделать логистические процессы устойчивыми. «У нас только одна планета, и мы обязаны сохранить ее для будущих поколений», — подчеркнул Виммер. Он заявил, что экономические цели и экология не противоречат друг другу. Логистическая отрасль уже внедряет соответствующие концепции на практике, следуя принципу «устойчивость через эффективность». При этом он напомнил, что перемещение товаров и информационные потоки всегда будут требовать ресурсов, и задача — оптимизировать их использование.

Стратегии устойчивой логистики от бизнеса

В рамках конгресса были представлены конкретные корпоративные стратегии, направленные на повышение устойчивости логистики:

  • Разработка индивидуальных интермодальных маршрутов, где на каждом участке используется самый экологичный вид транспорта.
  • Активное внедрение цифровых технологий, включая создание «цифровых двойников» для оптимизации реальных бизнес-процессов.
  • Применение робототехники для улучшения эргономики и условий труда.
  • Реализация программ обучения и повышения квалификации, чтобы все сотрудники могли эффективно использовать новые цифровые инструменты.

Среди спикеров открытия были Карл Гернандт (Kühne Holding AG), Кристоф Борншайн (TLGG Group), Хильдегард Мюллер (VDA), Сигрид Никутта (Deutsche Bahn AG) и федеральный министр транспорта Германии Андреас Шойер. В последующие дни с докладами выступят Франк Дрик (BLG Logistics Group), Симона Менне, Генрих Клаас Хельмке (GermanZero eV), Франк Телен (Freigeist Capital), Роберт Хабек (партия «Зеленые») и Беатрис Гийом-Грабиш (Nestlé SA).

Прогнозы на восстановление экономики

Данные логистического индикатора, основанные на исследованиях августа-сентября 2020 года, указывают на V-образное восстановление экономики. Есть веские основания полагать, что логистический сектор после резкого спада, вызванного карантинными мерами и разрывом международных цепочек поставок, переживает быстрый подъем. Все ключевые показатели — оценка текущей ситуации, ожидания бизнеса и общий экономический климат — демонстрируют положительную динамику.

На пике пандемии цепочки поставок подверглись серьезным испытаниям. Однако немецкая логистика доказала свою эффективность, способность быстро и гибко адаптироваться. В то время как некоторые отрасли сообщали о падении продаж до 80% в месяцы строгого карантина, логистические компании, как и во время кризиса 2008/2009 годов, столкнулись с более резкими колебаниями спроса, чем промышленность и торговля в целом.

Проведение конгресса в условиях пандемии

Изначально планировалось провести конгресс в гибридном формате с ограниченным очным присутствием и выставкой в Берлине, а также онлайн-трансляцией. Однако, руководствуясь ответственностью за здоровье участников, правление BVL незадолго до открытия приняло решение полностью перевести мероприятие в цифровой формат. От выставки и сетевых мероприятий пришлось отказаться, а основная часть контента была представлена в виде онлайн-трансляций и вебинаров.

Томас Виммер пояснил, что осенняя ситуация с коронавирусом кардинально отличается от летней, когда было принято решение о гибридном формате. Руководство BVL сожалеет об отмене очной части, но надеется на более благоприятные условия в следующем году. В этом контексте обнадеживающе звучит заявление организаторов ведущей логистической выставки transport logistic в Мюнхене: они ожидают возвращения глобальной индустрии в мае 2021 года и отмечают, что более 80% экспонентов уже подтвердили свое участие.