Гениальная система мотивации Генри Форда: платить за отдых, чтобы работать эффективнее

Недавно я наткнулся на удивительный исторический факт о Генри Форде, который заставил задуматься о гениальности его подхода к управлению. Эта история настолько необычна, что, возможно, в ней есть доля вымысла, но её логика и эффективность впечатляют. Если вы слышите о таком впервые, уверен, вам будет интересно.

Парадоксальная зарплата: деньги за безделье

Оказывается, на заводах Форда существовала особая категория рабочих — ремонтная бригада, — которая получала деньги именно за время простоя и отдыха. Звучит как абсурд, не правда ли? Однако в этом был свой глубокий смысл.

Кадр из фильма "Операция "Ы" и второе приключение Шурика".

Генри Форд, будучи пионером в использовании конвейерной ленты для массового производства автомобилей, прекрасно понимал, что любое оборудование подвержено поломкам. Когда конвейер работал исправно, у ремонтников не было задач. Они коротали это время в специально отведённом месте — своего рода комнате отдыха.

Изображение с https://pixabay.com/

Хитроумный механизм оплаты

Форд установил для этих рабочих уникальную систему оплаты труда. Они получали деньги только за те часы, которые проводили в комнате отдыха, ожидая поломки. Как только конвейер останавливался и бригада приступала к ремонту, «счётчик» их заработной платы останавливался. Таким образом, их доход напрямую зависел от того, насколько долго оборудование работало без сбоев.

Изображение с https://pixabay.com/

Двойная выгода гениального решения

На первый взгляд, это кажется нелогичным, но такой подход решил сразу две ключевые задачи. Во-первых, у рабочих появилась мощная личная мотивация выполнять ремонт максимально быстро и возвращаться к «оплачиваемому отдыху». Во-вторых, и это главное, они были заинтересованы в качестве своей работы: чем надёжнее они чинили конвейер, тем реже он ломался, а значит, тем больше времени они проводили в комнате отдыха, получая за это деньги. Это создавало идеальный цикл, где личная выгода работника совпадала с целями компании по повышению эффективности производства.

Прочитав об этом, я невольно задумался: а можно ли применить подобный принцип «оплаты за бездействие» в других сферах нашей жизни? Мои мысли пошли в довольно приземлённом, но актуальном направлении.

Изображение с https://pixabay.com/

Нет, я говорю не о высоких материях!

Обратите внимание: Топ-7 причин, по которым легко потерять заказ.

Я подумал о вполне бытовых ситуациях, с которыми сталкиваемся все мы.

Фордовский подход на службе у города

Представьте, что бригада дорожных рабочих приступает к ремонту. Они снимают старое асфальтовое покрытие... и в этот момент их «счётчик» зарплаты останавливается! Он снова запустится только тогда, когда будет уложен и укатан новый асфальт. Внезапно исчезнет личная заинтересованность в затягивании процесса, и дорога будет отремонтирована не за месяц, а за считанные дни. Возникает вопрос: неужели нынешняя практика длительных ремонтов — это какая-то особая «отечественная технология», согласно которой покрытие должно «отстояться» и «набраться прочности» за несколько недель простоев?

Изображение с https://pixabay.com/

Или другой пример: авария на подземном трубопроводе. Приезжают аварийные службы, роют котлован... и — стоп, зарплата не идёт. Она пойдёт снова лишь после того, как труба будет заменена, траншея закопана, а на поверхности восстановлено дорожное покрытие. Сколько времени тогда займёт такой ремонт?

Фото с сайта https://kursk-izvestia.ru/

А если бы подобную систему Форда удалось применить к работе чиновников и бюрократических служб? Это, конечно, уже область для более смелых фантазий.

А у вас есть идеи, где ещё могла бы работать такая парадоксальная, но эффективная система мотивации? Делитесь своими мыслями в комментариях!

Если материал был интересен, поставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем удачи и ровных дорог!

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: У Форда были работники, которым он платил за отдых.