В своем философском цикле «Первоглаголы» Иоганн Гёте исследует фундаментальные силы, управляющие человеческой судьбой. Каждое стихотворение посвящено одному из этих архетипических начал, раскрывая их суть через поэтические образы и античные понятия.
Демон (Δαιμων): Врожденное предназначение
Стихотворение открывает тему изначальной, данной свыше судьбы. С момента рождения, под влиянием «звезд могучих сочетанья», в человеке заложена некая внутренняя программа — его «демон» или гений. Это сила, которая неумолимо ведет жизнь по «прирожденной цели». Гёте подчеркивает тщетность попыток избегнуть своей истинной природы, ссылаясь на древних сивилл. Человек навсегда отмечен «живым чеканом» — уникальным отпечатком, который отчеканен самой природой и определяет его путь.
Случай (Τυχη): Стихия перемен
В противовес жесткому предначертанию выступает Случай — «стихия перемен». Эта сила способна «разомкнуть» любые границы, сгладить упрямую своеобычность и заставить человека приноравливаться к новым обстоятельствам. Жизнь через случайности «приманит и привадит» личность, часто вопреки планам. Поэт с иронией замечает, что «весь этот вздор не стоит разговоров», но именно в момент, когда всё готово («готов светильник»), случай приносит решающую искру — «огонь» перемен.
Любовь (Ερως): Огонь преображения
Этот огонь и является Любовью — самой мощной преобразующей силой. Она нисходит, как «пернатая буря» из высших сфер («слепящих Эмпиреев»), неся с собой весну и страсть. Любовь развеивает «покой души», принося противоречивые состояния: жар и холод, радость и страдание. Гёте указывает на двойственность её влияния: в «тьме стихий» (под влиянием низменных страстей) человек может себя забыть, но «лучший» — тот, кто сохраняет верность своей личности, — обретает в любви высшее преображение.
Неизбежность (Αναγχη): Границы свободы
Цикл возвращается к теме предопределения, но уже в более суровом, фаталистическом ключе. «Вечное веленье созвездий» неотменяемо. Человек не волен полностью определять свою волю; его удел — «суровый долг». Сердечное волнение утихает, а произвол смиряется перед лицом высшего закона. Гёте приходит к печальному выводу: «Свобода — сон». С течением времени («в своем движенье годы») границы несвободы лишь сдвигаются, становясь теснее.
Надежда (Ελπις): Прорыв к трансцендентному
Завершает цикл гимн Надежде — силе, способной преодолеть даже железную твердыню Неизбежности. Перед её «благостыней» дрогнут любые засовы. Надежда предстает как богиня, легко взлетающая над «мглистой пеленой» земных ограничений и дарящая крылья. Именно она позволяет человеческому духу совершать путь «сквозь все зоны» бытия. Финальный образ — «удар крыла — и позади эоны!» — символизирует мгновенный, чудесный прорыв за пределы времени и космических циклов, в вечность.
__________
Иоганн Гёте. «Первоглаголы»
Иоганн Гёте. «Первоглаголы»
Иоганн Гёте. «Первоглаголы»
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: Иоганн Гёте. "Первоглаголы".