Критика современной школьной системы в России
Мой взгляд на школьное образование сформировался уже после того, как я прошел через все его этапы. Теперь, с высоты полученного опыта, я могу оценить его недостатки более объективно.
Унификация вместо развития индивидуальности
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что система стремится подвести всех учеников под единый стандарт. Ребенку не прививается ценность его уникальности. Никого не интересуют его сильные и слабые стороны, личные склонности и таланты. Ты должен быть «как все»: либо хорошим учеником с отличными оценками, либо плохим, к которому сразу приклеивают ярлык бездаря или лентяя. Я с этим категорически не согласен, потому что ребенок может демонстрировать посредственные результаты в школе, но при этом блестяще проявлять себя за ее пределами. Постоянное оценивание по узким критериям убивает внутреннюю мотивацию.
Травмирующая система оценок
Система оценок — это отдельная большая тема, которая часто становится причиной будущих комплексов и неуверенности в себе. Ребенку ставят оценку, «измеряя» его знания, но что, если этот предмет ему совершенно неинтересен? Его все равно оценивают. Сверху на него давят родители с установками: «Закончишь школу, поступишь в университет, а если будешь плохо учиться, то станешь неудачником». Хотя в современном мире, с его разнообразием возможностей для самореализации, эта схема давно устарела. Родители часто пытаются передать детям стереотипы своего поколения, не замечая, что мир изменился и для развития личности найдется множество «углов» и ниш.
Разные пути к успеху
Стоит сделать важное отступление. Безусловно, есть люди, для которых школа становится местом получения прочных знаний и положительного опыта. Им нравится учиться в таком формате, и это прекрасно, когда человек занимается тем, что ему по душе. Но что делать тем, у кого не сложились отношения со школьной зубрежкой и постоянным давлением? Где их место?
Представьте ситуацию: десятилетний ребенок спрашивает учительницу Марию Ивановну: «А что мне делать после школы? Куда идти, чтобы зарабатывать деньги? Как войти в этот огромный мир, который существует за стенами школы? Ведь система образования не готовит нас к реальной взрослой жизни». И такая постановка вопроса может заставить задуматься даже педагога.
Обратите внимание: Узнай прямо сейчас, как поменялась жизни молодой пары после перезда от родителей!.
Ведь часто сами учителя хотели бы большего, но система не дает ответов на главные вопросы.Истории знают множество примеров, когда сообразительные, а не просто послушные молодые люди и девушки, умеющие думать самостоятельно («соображать», а не «тупо хватать все подряд»), достигали впечатляющих высот вне традиционных образовательных траекторий.
Пандемия как индикатор проблем
Почему эта тема так меня волнует? Все стало особенно очевидно во время пандемии COVID-19, когда образование перешло в дистанционный формат. Наблюдая за тем, как учатся в России и за рубежом, видишь коренную разницу в подходе. Если в некоторых зарубежных школах ученики выполняют задания с интересом и энтузиазмом, то у нас дистанционка часто превращается в формальность: открытый Zoom, несколько вкладок в браузере с готовыми ответами, пара скриншотов для отчета — и «задание выполнено». И этот симулякр по-прежнему серьезно оценивается. Надеюсь, мысль понятна.
В итоге, я желаю отличникам оставаться отличниками, а «двоечникам» — не терять веры в себя и искать свой путь.
Примечание: Автор этой статьи закончил школу с золотой медалью, что добавляет его критике особый вес — он говорит о системе, в которой формально преуспел, но видит ее глубинные изъяны.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: Жалко, что понял это только сейчас. ПОЛЕЗНО 100%.