Недавно Государственная Дума приняла бюджет страны. Правящая партия активно продвигает риторику о необходимости развития и экономического прорыва, заявляя, что экономика успешно преодолела испытания, связанные с пандемией.
Реальность против заявлений
Однако факты свидетельствуют об обратном. Вопреки громким лозунгам, финансирование ключевой государственной программы, направленной на развитие экономики и поддержку инноваций, было урезано в 2,5 раза. Это сокращение происходит на фоне сложной социально-экономической ситуации, когда многие граждане испытывают финансовые трудности.
Несоразмерные инвестиции в восстановление
Для сравнения: премьер-министр Михаил Мишустин ранее оценивал потребности российской экономики в восстановлении после первой волны COVID-19 в 5 триллионов рублей. В то же время другие крупные экономики выделили на аналогичные цели несопоставимо большие суммы. Так, Германия заложила в бюджет эквивалент 52 триллионов рублей, а США — 47 триллионов рублей. Такая разница в подходах ставит под вопрос реальную конкурентоспособность и темпы будущего роста отечественной экономики, особенно учитывая, что государство обладает значительными финансовыми резервами.
Проблемы финансирования образования и науки
Особую озабоченность вызывает ситуация в социальной сфере, в частности, в образовании. Фракция КПРФ вносила предложение увеличить расходы на школу и науку до уровня не менее 7% от ВВП. В действующем бюджете на эти цели заложено лишь 0,8%. Подавляющее большинство школ и вузов в стране были построены ещё в советский период и сейчас остро нуждаются не только в ремонте, но и в полном техническом переоснащении. Единичные успехи, вроде создания научной лаборатории в отдельно взятой школе или получения вузовским проектом гранта, не решают системных проблем, вызванных хроническим недофинансированием всей отрасли.
Налоговая политика и распределение прибыли
Ещё один спорный момент — налоговая и корпоративная политика. В России до сих пор действует плоская шкала подоходного налога, когда и богатые, и бедные граждане платят одинаковый процент. Большинство развитых стран уже отошли от этой практики в сторону прогрессивного налогообложения. Кроме того, прибыль крупных государственных корпораций зачастую распределяется среди акционеров, вместо того чтобы реинвестироваться в развитие национальной экономики и инфраструктуры.
Итоги голосования
Несмотря на эти очевидные проблемы и критические замечания, бюджет был поддержан большинством в Госдуме. За него проголосовали фракции «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. Против выступила только фракция КПРФ. Как бы ни относиться к коммунистам, в данной ситуации именно их позиция оказалась единственной, направленной на защиту интересов простых трудящихся и требовавшей увеличения социальных расходов.