Бюджетное правило 2.0: Почему старые решения не работают в новых реалиях?

Иллюстрация к статье о бюджетной политике

Всем привет, патриоты!

В нынешних геополитических и экономических условиях продолжение прежней финансовой политики, основанной на пассивном накоплении резервов, может привести к серьезным негативным последствиям. Реальный сектор экономики остро нуждается в инвестициях здесь и сейчас — для развития инфраструктуры, подготовки кадров и обновления технологической базы. Однако Министерство финансов под руководством Антона Силуанова, создавая видимость нововведений, по сути, предлагает вернуться к уже изжившей себя модели. Ключевой инициативой стало возрождение так называемого бюджетного правила в обновленной редакции.

Повторение пройденного: В чем суть новой старой идеи?

Изначально макрофинансовое правило, принятое несколько лет назад, предполагало направление сверхдоходов от продажи нефти и газа в Фонд национального благосостояния (ФНБ). С 2018 года действовала индексация порога в 2%. Теперь же министр Силуанов предлагает не только отменить эту индексацию, но и поднять базовый ценовой порог с 40 до 60 долларов за баррель нефти. Обоснованием служит текущая высокая конъюнктура на рынке энергоносителей.

При более детальном рассмотрении становится ясно, что суть предложения сводится к фиксации уровня добычи углеводородов на отметке 9,5 млн баррелей в сутки. Доходы в рамках этой планки будут направляться на текущие бюджетные расходы, а все, что сверх — снова отправляться в резервы. Фактически, это воспроизведение прежней схемы «нефть в обмен на валюту», только с измененными параметрами.

Положительным моментом можно считать отказ от скупки долларов и евро, однако на смену им приходит активное приобретение юаней и индийских рупий. Одна из декларируемых целей — ослабление рубля до уровня 65 рублей за доллар. Проблема в том, что для реализации этой стратегии все равно потребуется тратить бюджетные средства, запасы которых и без того стремительно сокращаются. Ситуация выглядит парадоксальной на фоне громких заявлений о необходимости масштабных инвестиций в авиастроение и высокотехнологичные отрасли. Возникает резонный вопрос: на какие деньги будут реализовываться эти проекты?

Ключевая дилемма: что делать с уже накопленными резервами? Ранее избыток средств ФНБ мог быть направлен на финансирование бюджетного дефицита. Сейчас об этом речи не идет, хотя потребность в дополнительном финансировании как никогда высока.

Кстати, по теме: 10 причин, почему вы не добиваетесь цели.

Возрождение бюджетного правила в его новой версии в текущих условиях выглядит как стратегическая ошибка. Резервы традиционно копят «на черный день», но этот день, судя по всему, уже наступил. Остается непонятным, почему в Министерстве финансов предпочитают этого не замечать.

Бюджетное правило: Инструмент или помеха?

Сам по себе этот финансовый механизм не является однозначным злом. Как и любой инструмент — будь то новый налог или регуляторная мера — его эффект зависит от грамотности применения. При определенных условиях бюджетное правило могло бы работать на стабилизацию экономики. Однако для этого необходимо соблюдение ряда принципиальных условий, которые в текущем предложении игнорируются.

Первое условие — разделение полномочий. Регулированием курса национальной валюты должен в полной мере заниматься Центральный банк, а не правительство. Сложившаяся практика показывает обратное. Для исправления ситуации Минфину следует официально делегировать эти функции ЦБ, а в случае отказа — открыто ставить вопрос о профессиональной пригодности его руководства.

Второе и главное условие — целевое использование резервов. Министру Силуанову стоило бы дать четкий ответ: какова дальнейшая судьба накапливаемой валюты «дружественных» стран? Вместо бесконечного наращивания «кубышки» логичнее было бы направить эти средства на стратегический импорт — закупку в Китае и Индии критически важных технологий, оборудования, а также привлечение иностранных специалистов для их внедрения. Западные технологии для России сейчас недоступны, и важно успеть использовать окно возможностей на Востоке. Для этого накопленные средства должны быть оперативно переданы в распоряжение Министерства промышленности и торговли. Пока эти условия не выполнены, любые разговоры о «новом» бюджетном правиле выглядят как попытка выдать старое за инновацию.

Из всего вышесказанного напрашивается неутешительный вывод: в предлагаемом виде бюджетное правило 2.0 не принесет России пользы, а с высокой вероятностью нанесет ущерб. Эта очевидная для многих экспертов истина, судя по всему, остается незамеченной для самого Антона Германовича. Возникает вопрос о целесообразности сохранения такого экономиста на ключевом посту. Решение, конечно, принимается не нами. В более широком смысле, системные проблемы требуют системных изменений, но это, как говорится, уже тема для отдельного разговора.

Лично я считаю, что от таких управленцев, цепляющихся за устаревшие модели, нужно освобождать ключевые посты. Надеюсь, вы разделяете эту точку зрения. Если это так — поддержите материал лайком и подпиской на канал!

#СИЛУАНОВ #бюджетное правило #деньги #путин #власть #министрество финансов #центральный банк #либералы #русский патриот #политика

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Да сколько можно или Почему министерствами управляют не умные министры?.